Всегда обманываться рад

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются

Чайный сервиз — «натюрморт» на две персоны. Императорский фарфоровый завод. 1850–1860-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Чайный сервиз — «натюрморт» на две персоны. Императорский фарфоровый завод. 1850–1860-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Древнегреческий философ Демосфен еще в IV веке до н. э. утверждал, что человеку изначально свойственно обманываться, ибо он желает считать правдой то, во что верит. Так оно и есть, судя по тому, что с древнейших времен и безвестные, и знаменитые художники увлекались обманками, создавая двухмерные произведения, имитирующие трехмерные. И не только, если вспомнить прикладные вещи, тоже демонстрирующие то, чем они не являются. То, что в эпоху тотальной власти виртуальной реальности обманки, или тромплёй (фр. trompe-l’œil — обман зрения), и их аналоги в далеком прошлом, прошлом и настоящем становятся поводом для музейных выставок, тоже неудивительно.

Кураторы большого эрмитажного проекта (Ирина Багдасарова и Наталья Бахарева), включающего около 700 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из музейного собрания, начинают историю с древнеегипетских обманок, которые на тысячу лет старше нашей эры и знаменитых помпейских фресок, изображающих ложные окна, двери и атриумы. Спрятанный в названии выставки афоризм Козьмы Пруткова, говорящий, что не надо верить надписи «буйвол» на клетке со слоном, задает ей игровой характер.

Коробочка с крышкой — «печенье». Россия, завод Товарищества М.С.Кузнецова. Конец XIX в. Фарфор. Фото: Государственный Эрмитаж
Коробочка с крышкой — «печенье». Россия, завод Товарищества М.С.Кузнецова. Конец XIX в. Фарфор.
Фото: Государственный Эрмитаж

Помимо Пруткова, Эрмитаж вспоминает знаменитую легенду о юном Джотто. Однажды, пока его учитель Чимабуэ отвлекся, он так искусно нарисовал на его картине муху, что тот, вернувшись, попытался смахнуть ее. Сейчас известно, что этого эпизода, описанного Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях…», на самом деле не было: Джотто не учился у Чимабуэ. Но в контексте обманок это не имеет значения. Важно, что даже в современном русском фольклоре про Вовочку есть история о том, как озорник нарисовал муху на очках учительницы, которая повела себя подобно Чимабуэ. Войдя же во вкус, Вовочка изобразил пивной ларек на заборе, вызвав к нему километровую очередь.

Над выставкой, впечатляющей своим размахом — от египетских древностей до начала ХХ века — и свежестью (многие экспонаты демонстрируются впервые), трудились почти все отделы музея. Не говоря уже об «участии» самого здания Зимнего дворца, где на Иорданской лестнице в падугах гризайлью изображены скульптуры, которые тоже можно считать частью истории про обманки. Но архитектурные тромплёй — отдельная тема, золотой век которой пришелся на эпоху барокко, когда итальянские живописцы и архитекторы соревновались друг с другом, кто ловчее обманет глаз мастерски написанным фальшивым куполом или уходящей вдаль перспективой.

Иоганн Каспар Фюссли. Тrompe-l’œil («Обманка»). 1750. Холст, масло. Фото: Государственный Эрмитаж
Иоганн Каспар Фюссли. Тrompe-l’œil («Обманка»). 1750. Холст, масло.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж вовсе не стремится обманывать зрителя тотально. Выставка построена как кунсткамера-лабиринт с кунштюками на полках, с противопоставлением реальных и иллюзорных предметов. Чтобы удивить — но и тут же раскрыть секрет. И этикеткой, и подачей предмета. 

Выставка — про обманки, которые не копии и тем более не подделки. Здесь расчет на разгадывание, желательно в совместном смотрении с тем, кто уже обманулся, чтобы удивиться мастерству художников. Или спровоцировать соревнование между зрителями: кто быстрее раскроет секрет, попав вдруг в «египетскую пирамиду», в «парадную столовую» или в «кабинет-библиотеку», и так же быстро поделится своим открытием с окружающими. Таким секретом может быть книжная полка, где стоят «Две книги» — роспись на плоской деревянной доске кисти неизвестного голландского мастера конца XVII — начала XVIII века, возможно, работавшего в России. Обманка эта принадлежала Петру I, который ввел моду на создание подобных «библиотек». На другой полке размещены «монеты», которые открываются, как коробочка, а внутри обнаруживаются картинки.

Ваза с росписью под серебро. Россия, завод С.Я.Поскочина. II четверть XIX в. Фаянс, роспись. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с росписью под серебро. Россия, завод С.Я.Поскочина. II четверть XIX в. Фаянс, роспись.
Фото: Государственный Эрмитаж

В XVIII столетии в Западной Европе, а вслед за ней и в России вошли в моду резные фигуры из дерева и металла. Они вырезались по контуру, создавая, особенно на расстоянии, полную иллюзию трехмерного объекта. Такова, например, двухсторонняя металлическая фигурка китайца высотой полтора метра. 

В реконструкции «избушки» музей накрыл стол с «Чайным сервизом — „натюрмортом“ на две персоны» в виде горки с фруктами. Здесь все не то, чем кажется. Яблоки здесь чашки, ананас — сахарница, груша — молочник. Сервиз этот был создан на Императорском фарфоровом заводе в 1850–­1860-е годы. А конкурирующая с ним фирма — Товарищество М.С.Кузнецова — наладила в конце XIX века массовое производство таких обманок, как пачка из пяти печений, лежащих одно на другом. На самом же деле это коробочка с крышкой. Содержимое «избушки» дополнено баранками и печеньем — тоже из фарфора. Из Китая (и там обманки были в чести) происходит миска с крышкой в виде тыквы с сидящим на ней кузнечиком.

Фигурный сосуд в форме миндального ореха в скорлупе. Аттика, I половина IV в. до н. э. Глина. Фото: Государственный Эрмитаж
Фигурный сосуд в форме миндального ореха в скорлупе. Аттика, I половина IV в. до н. э. Глина.
Фото: Государственный Эрмитаж

Но Эрмитаж изменил бы себе, если бы ограничился аттракционом. Выставка стала еще и исследованием искусства имитации. В Древнем Египте, где все начиналось, по краям жертвенников «течет» «вода», в других находится «пища». Керамика имитирует канопу — ритуальный сосуд, хотя на самом деле это монолит. Деревянные сосуды расписаны под камень. За Античность на выставке отвечает этрусская керамическая ваза, тоже имитация, под металл. Родственник этого предмета — фаянсовая ваза с росписью под серебро, созданная во второй четверти XIX века на заводе Сергея Поскочина в селе Морье под Петербургом.

В Китае же были изготовлены шахматы из слоновой кости, имитирующей коралл или лаки. Шкатулка, якобы прикрытая тканью, также сделана из цельного куска слоновой кости. В Европе XIX века, наоборот, стекло и фарфор имитировали слоновую кость. А из нее в то же время изготавливали обманки в виде цветочных букетов.

Пресс-папье в виде книги. Россия, Санкт-Петербург. 1830–1840. Малахит, мрамор, яшма. Фото: Государственный Эрмитаж
Пресс-папье в виде книги. Россия, Санкт-Петербург. 1830–1840. Малахит, мрамор, яшма.
Фото: Государственный Эрмитаж

Разумеется, выставка наполнена классическими натюрмортами-тромплёями в исполнении Григория Теплова (1717–1779), одного из первых русских мастеров натюрморта, и швейцарца Иоганна Каспара Фюссли (1706–1782), а также голландскими полихромными росписями XIX столетия на пласте фарфора, имитирующими «малых голландцев». Тут же екатеринбургское пресс-папье с накладными ягодами и листьями из яшмы, агата, сердолика и других камней.

В ходе подготовки выставки были сделаны два неожиданных открытия. В инвентарях один предмет был записан как «масленка с крышкой, фарфор, Россия, конец XVIII века». При ближайшем же рассмотрении оказалось, что это изделие из молочного стекла Бахметьевского завода. А «Снятие с Креста» начала XIX века хранилось в гравюрном кабинете как гравюра. Произведение было смонтировано в кассету в раме и в паспарту под стеклом. И только увидев оборотную сторону «гравюры», музейщики обнаружили, что это вышивка человеческим волосом, некогда модная техника, где каждый стежок имитирует гравюрный штрих.

Григорий Теплов (1717–1779). «Натюрморт­-обманка». 1737. Фото: Государственный Эрмитаж
Григорий Теплов (1717–1779). «Натюрморт­-обманка». 1737.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставку завершает популярная в России начала XIX века шутка, так называемые «пьяные стаканы» того же Бахметьевского завода. Если налить в эти емкости крепкий прозрачный напиток, то по мере его употребления нарисованные на стенках мухи «оживут». Привет Джотто и Вовочке. 

Государственный Эрмитаж
«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве
8 декабря – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+