18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Всегда обманываться рад

№69
Материал из газеты

Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются

Древнегреческий философ Демосфен еще в IV веке до н. э. утверждал, что человеку изначально свойственно обманываться, ибо он желает считать правдой то, во что верит. Так оно и есть, судя по тому, что с древнейших времен и безвестные, и знаменитые художники увлекались обманками, создавая двухмерные произведения, имитирующие трехмерные. И не только, если вспомнить прикладные вещи, тоже демонстрирующие то, чем они не являются. То, что в эпоху тотальной власти виртуальной реальности обманки, или тромплёй (фр. trompe-l’œil — обман зрения), и их аналоги в далеком прошлом, прошлом и настоящем становятся поводом для музейных выставок, тоже неудивительно.

Кураторы большого эрмитажного проекта (Ирина Багдасарова и Наталья Бахарева), включающего около 700 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из музейного собрания, начинают историю с древнеегипетских обманок, которые на тысячу лет старше нашей эры и знаменитых помпейских фресок, изображающих ложные окна, двери и атриумы. Спрятанный в названии выставки афоризм Козьмы Пруткова, говорящий, что не надо верить надписи «буйвол» на клетке со слоном, задает ей игровой характер.

Помимо Пруткова, Эрмитаж вспоминает знаменитую легенду о юном Джотто. Однажды, пока его учитель Чимабуэ отвлекся, он так искусно нарисовал на его картине муху, что тот, вернувшись, попытался смахнуть ее. Сейчас известно, что этого эпизода, описанного Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях…», на самом деле не было: Джотто не учился у Чимабуэ. Но в контексте обманок это не имеет значения. Важно, что даже в современном русском фольклоре про Вовочку есть история о том, как озорник нарисовал муху на очках учительницы, которая повела себя подобно Чимабуэ. Войдя же во вкус, Вовочка изобразил пивной ларек на заборе, вызвав к нему километровую очередь.

Над выставкой, впечатляющей своим размахом — от египетских древностей до начала ХХ века — и свежестью (многие экспонаты демонстрируются впервые), трудились почти все отделы музея. Не говоря уже об «участии» самого здания Зимнего дворца, где на Иорданской лестнице в падугах гризайлью изображены скульптуры, которые тоже можно считать частью истории про обманки. Но архитектурные тромплёй — отдельная тема, золотой век которой пришелся на эпоху барокко, когда итальянские живописцы и архитекторы соревновались друг с другом, кто ловчее обманет глаз мастерски написанным фальшивым куполом или уходящей вдаль перспективой.

Эрмитаж вовсе не стремится обманывать зрителя тотально. Выставка построена как кунсткамера-лабиринт с кунштюками на полках, с противопоставлением реальных и иллюзорных предметов. Чтобы удивить — но и тут же раскрыть секрет. И этикеткой, и подачей предмета. 

Выставка — про обманки, которые не копии и тем более не подделки. Здесь расчет на разгадывание, желательно в совместном смотрении с тем, кто уже обманулся, чтобы удивиться мастерству художников. Или спровоцировать соревнование между зрителями: кто быстрее раскроет секрет, попав вдруг в «египетскую пирамиду», в «парадную столовую» или в «кабинет-библиотеку», и так же быстро поделится своим открытием с окружающими. Таким секретом может быть книжная полка, где стоят «Две книги» — роспись на плоской деревянной доске кисти неизвестного голландского мастера конца XVII — начала XVIII века, возможно, работавшего в России. Обманка эта принадлежала Петру I, который ввел моду на создание подобных «библиотек». На другой полке размещены «монеты», которые открываются, как коробочка, а внутри обнаруживаются картинки.

В XVIII столетии в Западной Европе, а вслед за ней и в России вошли в моду резные фигуры из дерева и металла. Они вырезались по контуру, создавая, особенно на расстоянии, полную иллюзию трехмерного объекта. Такова, например, двухсторонняя металлическая фигурка китайца высотой полтора метра. 

В реконструкции «избушки» музей накрыл стол с «Чайным сервизом — „натюрмортом“ на две персоны» в виде горки с фруктами. Здесь все не то, чем кажется. Яблоки здесь чашки, ананас — сахарница, груша — молочник. Сервиз этот был создан на Императорском фарфоровом заводе в 1850–­1860-е годы. А конкурирующая с ним фирма — Товарищество М.С.Кузнецова — наладила в конце XIX века массовое производство таких обманок, как пачка из пяти печений, лежащих одно на другом. На самом же деле это коробочка с крышкой. Содержимое «избушки» дополнено баранками и печеньем — тоже из фарфора. Из Китая (и там обманки были в чести) происходит миска с крышкой в виде тыквы с сидящим на ней кузнечиком.

Но Эрмитаж изменил бы себе, если бы ограничился аттракционом. Выставка стала еще и исследованием искусства имитации. В Древнем Египте, где все начиналось, по краям жертвенников «течет» «вода», в других находится «пища». Керамика имитирует канопу — ритуальный сосуд, хотя на самом деле это монолит. Деревянные сосуды расписаны под камень. За Античность на выставке отвечает этрусская керамическая ваза, тоже имитация, под металл. Родственник этого предмета — фаянсовая ваза с росписью под серебро, созданная во второй четверти XIX века на заводе Сергея Поскочина в селе Морье под Петербургом.

В Китае же были изготовлены шахматы из слоновой кости, имитирующей коралл или лаки. Шкатулка, якобы прикрытая тканью, также сделана из цельного куска слоновой кости. В Европе XIX века, наоборот, стекло и фарфор имитировали слоновую кость. А из нее в то же время изготавливали обманки в виде цветочных букетов.

Разумеется, выставка наполнена классическими натюрмортами-тромплёями в исполнении Григория Теплова (1717–1779), одного из первых русских мастеров натюрморта, и швейцарца Иоганна Каспара Фюссли (1706–1782), а также голландскими полихромными росписями XIX столетия на пласте фарфора, имитирующими «малых голландцев». Тут же екатеринбургское пресс-папье с накладными ягодами и листьями из яшмы, агата, сердолика и других камней.

В ходе подготовки выставки были сделаны два неожиданных открытия. В инвентарях один предмет был записан как «масленка с крышкой, фарфор, Россия, конец XVIII века». При ближайшем же рассмотрении оказалось, что это изделие из молочного стекла Бахметьевского завода. А «Снятие с Креста» начала XIX века хранилось в гравюрном кабинете как гравюра. Произведение было смонтировано в кассету в раме и в паспарту под стеклом. И только увидев оборотную сторону «гравюры», музейщики обнаружили, что это вышивка человеческим волосом, некогда модная техника, где каждый стежок имитирует гравюрный штрих.

Выставку завершает популярная в России начала XIX века шутка, так называемые «пьяные стаканы» того же Бахметьевского завода. Если налить в эти емкости крепкий прозрачный напиток, то по мере его употребления нарисованные на стенках мухи «оживут». Привет Джотто и Вовочке. 

Государственный Эрмитаж
«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве
8 декабря – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+