Обманки в искусстве от Античности до наших дней показывают в Мюнхене

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Выставка «Возбуждающий обман» в Кунстхалле работает до 13 января 2019 года

Дэниел Крукс. «Фантомное путешествие». 2016. Видео. Фото: Courtesy of the artist and Anna Schwartz Gallery, Melbourne
Дэниел Крукс. «Фантомное путешествие». 2016. Видео.
Фото: Courtesy of the artist and Anna Schwartz Gallery, Melbourne

«Природа никогда не обманывает, мы обманываем себя сами», — изрек в XVIII веке Жан-Жак Руссо. Так ли это на самом деле, дает повод задуматься выставка в Кунстхалле, посвященная обманкам в искусстве (или тромплёй, от фр. trompe-l’œil — обман зрения), история которых уходит в Античность. Вспомним хотя бы легенду про древнегреческого художника Зевксиса, столь искусно изобразившего виноград, что на него слетелись птицы. Расписывали греки и римляне дверями и окнами и свои жилища. Золотой век обманок пришелся на эпоху барокко с ее имитациями, как в Риме в церкви Сант-Иньяцио с виртуозно изображенным Андреа Поццо куполом или в палаццо Спада с уходящей вдаль перспективой Франческо Борромини. Не потеряли вкус к обманкам художники и после барокко, в XVIII–XX веках и вплоть до нашей пост­индустриальной эпохи высоких технологий с их неограниченными возможностями. Так что зрителя на выставке ждет настоящее путешествие в иллюзорный мир. Здесь и помпейские фрески I века н. э., и популярные в XIX столетии натюрморты-обманки. Не забыт и знаменитый кадр братьев Люмьер 1896 года с мчащимся на зрителя поездом, и дальше — «Упаковки мыла Brillo» (1968) Энди Уорхола, графика Герхарда Рихтера («Угол листа бумаги», 1967), световые обманки-лабиринты Брюса Наумана. А под конец группа Toast VR предложит зрителю еще одно виртуальное путешествие. Надо вооружиться лишь мышкой, надеть шлем со встроенными дисплеями HR, дающими высококачественные 3D-картинки, — и вперед, в параллельную реальность! Но так ли уж она иллюзорна сегодня?

Кунстхалле
Возбуждающий обман
До 13 января 2019
www.hypo-kunsthalle.de

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+