18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции

Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим

Заккария даль Бо. Акварельный этюд фрески. XIX в. Собрание Галереи Академии в Венеции. Фото: Gallerie dell'Accademia
Заккария даль Бо. Акварельный этюд фрески. XIX в. Собрание Галереи Академии в Венеции.
Фото: Gallerie dell'Accademia

Мы могли бы назвать их «невидимыми шедеврами», потому что эти произведения искусства давно исчезли. Но их присутствие ощущается во влиянии на тех, кто их видел, иногда столетия назад. Фрески, которые когда-то украшали венецианское палаццо Фондако деи Тедески, находятся в ряду таких произведений.

Фондако деи Тедески можно перевести как «Немецкое подворье» (Tedeschi по-итальянски — «немцы»): на первом этаже вели дела купцы из Германии, здесь же были и жилые помещения, остановиться в которых одновременно могло до 160 человек.

Джакомо Пиччини. Гравюра центральной фрески Фондако деи Тедески. 1658. Фото: British Museum
Джакомо Пиччини. Гравюра центральной фрески Фондако деи Тедески. 1658.
Фото: British Museum

Палаццо, каким мы его знаем сегодня, было возведено в 1508 году — более ранняя, 1228 года, постройка сгорела. В год завершения строительства на фасаде, обращенном к Большому каналу, ослепительный цикл фресок написали молодые венецианские художники Тициан и Джорджоне (которым было тогда 20 и 30 лет). Стоит отметить, что здание дошло до наших дней в сильно измененном виде: в ХХ веке в нем находилась итальянская почта, а несколько лет назад, после реконструкции по проекту Рема Колхаса и его бюро OMA, здесь был открыт самый роскошный универмаг в городе на воде — Fondaco dei Tedeschi.

Но вернемся к Тициану и Джорджоне: они были восходящими звездами, выходцами из мастерской лучшего из всех венецианских художников Джованни Беллини. Их судьбы объединила работа в Фондако, однако дальше они сложились совершенно по-разному.

Джорджоне умер через два года от чумы. Он успел написать не так много работ, из них сохранилось менее 20, хотя точное число варьируется в зависимости от того, какого именно искусствоведа вы спрашиваете. Поэтому все, что сделал Джорджоне, — очень ценно, гораздо более ценно, чем работы плодовитого долгожителя Тициана, который дожил почти до 90 лет и на протяжении десятилетий был владельцем большой и процветающей мастерской.

Фрагмент центральной фрески Джорджоне и Тициана для Фондако деи Тедески, в данный момент хранящийся в Галерее Франкетти в Венеции. Фото: Galleria Franchetti
Фрагмент центральной фрески Джорджоне и Тициана для Фондако деи Тедески, в данный момент хранящийся в Галерее Франкетти в Венеции.
Фото: Galleria Franchetti

Отношения между Джорджоне и Тицианом окутаны тайной. Некоторые даже предполагают, что Джорджоне, возможно, никогда не существовал и это был псевдоним Тициана. Однако это лишь предположения, все же Джорджоне был достаточно известным художником в то время, когда расписывался Фондако. Когда он умер (вероятно, в октябре 1510 года), Тициан закончил несколько его произведений (какие именно и в какой степени — остается предметом горячих обсуждений среди ученых). Таким образом, наследие этих двоих неразрывно связано, но нигде так тесно, как в цикле фресок, которые мы больше не можем видеть из-за безжалостной венецианской сырости. Влажность в Венеции такая, что штукатурка, на которой они были написаны, начала отслаиваться в течение нескольких десятилетий после завершения работы над росписью. В 1550 году Вазари писал: «Я не знаю ничего более вредного для фрески, чем сирокко, особенно рядом с морем, где он несет с собой соленую влагу».

В 1966 году то, что осталось от фресок, было снято и перенесено в безопасное место в галерее, где ученые пытались восстановить из этих фрагментов полный цикл. Как это часто бывает с искусством эпохи Возрождения, первым источником стали «Жизнеописания» Вазари. Он описывает центральное изображение над главным входом в Фондако как сидящую женщину с мечом и отрубленной головой великана (возможно, Юдифь с головой Олоферна), «говорящую с немцем, стоящим ниже нее». Гравюра XVII века, якобы основанная на фреске, также показывает немца, одетого в доспехи и скрывающего кинжал за спиной. (Интересно, какое послание зашифровали здесь немецкие купцы, если это действительно было главное изображение над центральным входом в их хранилище.) И есть также безмятежная и элегантная Юдифь с головой Олоферна кисти Джорджоне, написанная в 1507 году и хранящаяся теперь в Эрмитаже, которая может быть связана с фреской.

Фондако деи Тедески после реконструкции по проекту Рема Колхаса и бюро OMA. Фото: Фото: Delfino Sisto Legnani / Marco Cappelletti / OMA
Фондако деи Тедески после реконструкции по проекту Рема Колхаса и бюро OMA.
Фото: Фото: Delfino Sisto Legnani / Marco Cappelletti / OMA

Над сидящей женской фигурой, которая также могла быть аллегорией Германии (все эти образы открыты для интерпретации), были пара обнаженных женщин, фигура с головой льва и путто с коротким посохом в руках, написанный в окружении яблок.

По еще одной версии, фрески отсылают к двенадцати подвигам Геракла, и в таком случае сидящая женщина — это Алкмена, мать героя, отрезанная голова — это голова его двоюродного брата Еврисфея, лев — это Немейский лев, путто — это на самом деле Меркурий, яблоки относятся к яблокам Гесперид, и так далее. Это блестящая идея, но стопроцентного подтверждения у нее быть не может — у нас слишком мало доказательств. Остатки фресок слишком фрагментарны, гравюры неполны или малодостоверны, а описания (например, Вазари) должны восприниматься критически, поскольку мы не знаем, насколько они полны или точны. Понятно лишь, что роспись распространялась на весь фасад Фондако, составляла единое целое с архитектурными деталями и включала тромплеи — обманки.

Акварелист XIX века Заккариа даль Бо сделал наброски с фресками, которые получились атмосферными, но без деталей, возможно, потому что к тому времени сами фрески уже были слишком бледны.

После завершения строительства и росписи Фондако деи Тедески стало венецианским чудом, а о фресках говорили по всему городу. Они укрепили репутацию Джорджоне и помогли открыть Тициана, в то время 20-летнего юношу. Теперь мы можем называть их одним из величайших невидимых шедевров.

Ноа Чарни (р. 1979) — искусствовед, специалист по преступлениям, связанным с искусством, автор романа-бестселлера «Похититель искусства» (2007), книг «Кражи „Моны Лизы“: о похищениях самой знаменитой в мире картины» (2011) и «Похищение Агнца Божьего» (2010) о Гентском алтаре

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+