18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Агент влияния

В экспозиции представлено более 500 экспонатов, памятных кинозрителям: белый смокинг Роджера Мура из «Осьминожки» (1983) и скафандр из «Лунного гонщика» (1979); золотой пистолет Скараманги из «Человека с золотым пистолетом» (1974) и страшные зубы персонажа по кличке «Челюсти», впервые появившиеся в «Шпионе, который меня любил» (1977); разные гаджеты «Q Branch», исследовательского центра Британской секретной службы, среди них – кейс, который Бонд получил в фильме «Из России с любовью» (1963); *часы OMEGA Seamaster из фильмов Tomorrow Never Dies (1997) и The World Is Not Enough (1999) *со специальными встроенными механизмам; и, наконец, серебристый Aston Martin DB5 из «Золотого глаза» (1995), триумфально вернувшийся на экран в «007: Координаты “Скайфолл”».

Если считать попаданием в стиль времени то, что позже повлияло на другие сферы массового визуального искусства, то фильмы о Джеймсе Бонде (а их за 52 года было снято 23 или 24, в зависимости от того, считаете ли вы Никогда не говори «никогда» бондовским) справед ливо поставить в ряду британской культурной экспансии где-то рядом с The Beatles и Шекспиром. Даже главный английский феномен последнего десятилетия Гарри Поттер, чья последняя киночасть в 2011 году собрала в мировом кинопрокате почти $1,5 млрд и попала на четвертое место в списке самых кассовых фильмов в истории кино, со своими восемью фильмами и ориентацией на детскую аудиторию не сравнится с масштабом Бонда. Причем сейчас популярность агента 007, который оставил давно позади кризис идентичности, случившийся с ним в 1980-х, только растет: последний фильм Координаты «Скайфолл», вышедший в прокат к 50-летию франшизы, побил собственный рекорд, собрав больше $1 млрд по миру и попав в десятку самых кассовых картин в истории кино.

Как это обычно и бывает, люди, непосредственно причастные к созданию массового феномена, не осознавали важности своей работы. Кинозвезда 1950–1960-х Шелли Уинтерс, у которой был роман с еще относительно молодым и перспективным первым Бондом Шоном Коннери, вспоминала в мемуарах, что приехавший в Голливуд из Лондона театральный актер попросил ее пойти с ним на показ первого фильма бондианы Доктора Но, чтобы узнать ее экспертное мнение: в насколько жуткое предприятие он вляпался ради легких денег? «Я увидела на экране что-то очень свежее и невинно вульгарное, и мне не было скучно ни минуты», — описала позже Уинтерс фильм, еще не зная, что скоро поп-культура, в том числе британская, которая всегда должна быть хоть немного вульгарной и «низкой», подвинет «высокое» искусство.

Формула Джеймса Бонда, придуманная продюсером Альбертом Брокколи, оказалась живучей: опасное задание, экзотический фон, расслабленный герой, на которого приятно смотреть зрительницам,  драки, погони на дорогих машинах, стрельба и девушки модельной внешности для зрителей мужчин. Позже, когда в 1980-х и начале 1990-х феминистки ополчатся на быстро ставшего старомодным сексиста Бонда, добавятся гаджеты и сотрудничество с лучшими поп-музыкантами от Duran Duran до Тины Тернер, а начальником агента 007 станет женщина. Но один элемент, безотказно воздействующий на зрителей во все времена, остался неизменным — мода: вещи, стиль, предметы одежды, надетые на Бонда, злодеев и подружек. Женщины любят смотреть на хорошо одетых мужчин, и выставка Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда, в Мультимедиа Арт Музее, предоставит возможность рассмотреть ставшие знаменитыми вещи не только на экране.На выставке, которая вначале прошла два года назад в лондонской галерее Barbican (забавно, что именно там в 2008-м проходили съемки бондовского Квантума милосердия) под кураторством Бронвина Косгрейва в сотрудничестве с кинокомпанией EON Productions Ltd, будет представлено более полутысячи экспонатов, в том числе белый смокинг Роджера Мура из Осьминожки (1983), золотой пистолет злодея Скараманги (Кристофер Ли) из Человека с золотым пистолетом (1974), эскизы костюмов Электры Кинг (Софи Марсо) из И одного мира мало (1999), серебристый Aston Martin DB5, на котором ездили Пирс Броснан в Золотом глазе (1995) и Дэниел Крейг в Координатах «Скайфолл» (2012), и многое другое.

В отличие от остальных ставших международными британских культурных брендов,которые, как The Beatles, остались в 1960-х, или Гарри Поттера, максимально удаленного от реальности, Бонд — развивающаяся вселенная, которая не только пытается вырваться из своих границ и влиять на стили разных поколений, но и переосмысливает свое прошлое сама. Серый, застегнутый под самый подбородок китель злодея Блофельда (Дональд Плезанс) из Живешь только дважды (1967) вдохновил в 1990-е Майка Майерса на создание гардероба доктора Зло в популярнейшей пародии Остин Пауэрс, которая зажила собственной жизнью и стала основой для двух сиквелов. Реплики на сюртуки доктора Но из первого фильма бондианы и медиамагната Эллиота Карвера (Джонатан Прайс) из Завтра не умрет никогда (1997) можно спустя десятилетия увидеть на показах модных лейблов уровня Prada. Моду 1980-х, которая давно вернулась на подиумы и улицы, легко изучать по отражающему материалистические ценности десятилетия костюму злодея Макса Зорина (Кристофер Уокен) из Вида на убийство (1985) или по нарядам его штатной убийцы по кличке Мэй Дэй, сыгранной одной из самых знаменитых моделей 1970–1980-х Грейс Джонс. Ранние костюмы Бонда, созданные дизайнерами уровня Юбера де Живанши, вдохновили уже в наше время Тома Форда, и это влияние было видно сначала в его работе для Gucci, а позже — когда он сам делал костюмы для последнего Бонда Дэниела Крейга. Хеди Слиман не раз говорил, что плащ и шляпа Chesterfield на Шоне Коннери в Докторе Но были не последней причиной, почему он решил заниматься дизайном одежды. Лыжный костюм Роджера Мура в Шпионе, который меня любил, его же космический желтый комбинезон в сочетании с кедами Converse в Лунном гонщике, костюм Brioni Пирса Броснана в Золотом глазе, плавки британского бренда Sunspel в Казино «Рояль» того же голубого цвета, что и майка на Шоне Коннери в Докторе Но, и лыжные леггинсы Джорджа Лэзенби, сыгравшего Бонда всего один раз, в На тайной службе Ее Величества, которые сейчас легко представить на полке массового магазина вроде Uniqlo, — это лишь несколько предметов одежды, которые повлияли сознательно на дизайнеров и подсознательно на потребителей, сформировали их вкусы, воспринимались как «крутые» благодаря любимому герою. Поэтому бондиана занималась продакт-плейсментом открыто еще в те времена, когда это было непривычно: производители машин и техники знали, что вкладывают деньги не напрасно. Художники по костюмам никогда не забывали об окружавших Бонда героинях. Они всегда были чуть более сексуальны, чем подруги главных героев в других фильмах, шла ли речь о знаменитом бикини Урсулы Андресс из Доктора Но или о цитате — купальнике Холли Берри в Умри, но не сейчас (2002) и костюме для фехтования Мадонны в этом же фильме.

Бренд «Джеймс Бонд», конечно, отдавал дань традициям — вспомните старомодные британские твидовые костюмы, которые на протяжении десятилетий носил коллега Бонда Кью, — но, за исключением относительно недолгого времени, когда Бонд казался пережитком прошлого, он всегда следил за модой, не превращаясь при этом в метросексуала или fashion victim. И выставка Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда подтверждает, что это самое здоровое отношение мужчины к своей внешности.

Выставка проходит при поддержке Британского совета. Генеральный партнер - Omega.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда

Москва
11 июня — 7 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+