18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Призрак марксизма бродит по Русскому музею

№68
Материал из газеты

Сотня экспонатов — от скульптур и картин до футболок и чернильниц с изображением автора Das Kapital — собрана Русским музеем в честь 200-летия соавтора «Манифеста Коммунистической партии»

Мода на левизну в постсоветской России то затухает, то вспыхивает с новой силой. В этом году «Почта России» выпустила юбилейную марку номиналом 27 руб., где  изображен Карл Маркс, похожий на пафосную скульптуру Льва Кербеля на Театральной площади в Москве. На выставке показана ее модель из медного листа. Лицо Маркса с копной седых волос и окладистой бородой сохранилось на фотографиях, но в России точность портретного сходства никогда никого не волновала: Маркс был и остается символом левых идей. 

В 1905 году Анна Голубкина изваяла вдумчивого человека с бородой для агитационных целей будущих большевиков. В 1919–1920 годах его портреты с теми же задачами создавал Николай Фешин, не замеченный в симпатиях к советской власти, но работавший над сюжетом в силу суровой экономической необходимости. Он на себе проверял мощь товарно-денежных отношений, которые исследовал Маркс. Соцреализм не оставил нам интересной иконографии, если не считать замечательного портрета неизвестного автора 1930-х годов из собрания Русского музея: «борода» укоризненно взирает на нас из облаков. Из нового заметнее всего «Капелла марксизма» — живописно-архитектурный объект арт-группы «Колдовские художники». Кроме «Жития Карла» в него вошло 30 портретов знаменитых марксистов по версии авторов объекта. Помимо экспонатов из фондов музея, свои предоставили на выставку и другие серьезные институции, а также частные коллекционеры и ныне здравствующие художники.

Государственный Русский музей
Карл Маркс навсегда?
До 14 января 2019

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+