18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая большая ретроспектива Жака Липшица откроется в Москве

№68
Материал из газеты

Несколько жизней классика кубизма: Россия, Франция, Америка — в Московском музее современного искусства

Жака Липшица (1891–1973) чаще всего называют французским или американским скульптором. Именно в Париже, куда он приехал в 1909 году учиться ремеслу в Школе изящных искусств и в Академии Жюльена, его имя встало в один ряд с его друзьями Хуаном Грисом, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Диего Риверой. Впервые выставился он тоже в Париже, в 1913 году на Осеннем салоне. В США, в свою очередь, приняли скульптора еврейского происхождения в 1941 году, после оккупации Франции нацистами. Здесь его уже знали. Еще в 1922 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Липшица несколько его скульптур и заказал работы для своего дома в Филадельфии. 

Немало связывало художника и с Россией: Липшиц родился в Российской империи в городе Друскеники (ныне — Друскининкай в Литве). Отец художника был, как бы сейчас сказали, строительным подрядчиком и надеялся, что сын пойдет по его стопам, но мать будущего скульптора была уверена, что он способен на большее. Как вспоминал Липшиц, она «постоянно и непрерывно показывала, что я родился избранным выполнить какую-то миссию, делать великие дела». Она даже  заложила свои бриллиантовые серьги, чтобы отправить сына в Париж. 

Липшиц неоднократно возвращался в Россию. В 1912 году, приехав в Петербург из-за мобилизационного предписания, он впервые увидел скифское искусство в Эрмитаже, а в 1935-м побывал в Москве, где участвовал в конкурсе на создание скульптурного портрета Феликса Дзержинского и победил, но в СССР больше не возвращался. Кстати, Липшиц еще и двоюродный дед современного концептуалиста Юрия Альберта. Так что большая ретроспектива скульптора в Москве, организованная совместно с нью-йоркской галереей Marlborough, была лишь вопросом времени. 

В Московском музее современного искусства проследили все стили, в которых работал Липшиц, начиная с кубизма, которым он всерьез увлекся в Париже. Затем, с середины 1920-х, его скульптуры становились все более и более барочными. На выставке в Москве можно увидеть более 100 работ скульптора из разных государственных и частных собраний. В числе прочих здесь «Купальщица III» (1917) и «Разборная фигура. Танцовщица» (1915) из дерева, редкого для Липшица материала, предпочитавшего чаще бронзу. Здесь же «Читатель в кресле» (1922) и «Мужчина, опирающийся на локти» (1925) с элементами уже экспрессионизма, портрет Гертруды Стайн (1938). Не забыты и наброски Липшица, демонстрирующие, что работал скульптор вполне традиционно: сперва рисунок, затем лепка в глине и гипсе и только после — воплощение в камне или бронзе. Среди этих набросков и эскиз к одному из его самых знаменитых антифашистских произведений — ­«Похищению Европы II» 1938 года.  

Московский музей современного искусства
Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива
26 ноября 2018 – 3 марта 2019

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+