18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая большая ретроспектива Жака Липшица откроется в Москве

№68
Материал из газеты

Несколько жизней классика кубизма: Россия, Франция, Америка — в Московском музее современного искусства

Жака Липшица (1891–1973) чаще всего называют французским или американским скульптором. Именно в Париже, куда он приехал в 1909 году учиться ремеслу в Школе изящных искусств и в Академии Жюльена, его имя встало в один ряд с его друзьями Хуаном Грисом, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Диего Риверой. Впервые выставился он тоже в Париже, в 1913 году на Осеннем салоне. В США, в свою очередь, приняли скульптора еврейского происхождения в 1941 году, после оккупации Франции нацистами. Здесь его уже знали. Еще в 1922 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Липшица несколько его скульптур и заказал работы для своего дома в Филадельфии. 

Немало связывало художника и с Россией: Липшиц родился в Российской империи в городе Друскеники (ныне — Друскининкай в Литве). Отец художника был, как бы сейчас сказали, строительным подрядчиком и надеялся, что сын пойдет по его стопам, но мать будущего скульптора была уверена, что он способен на большее. Как вспоминал Липшиц, она «постоянно и непрерывно показывала, что я родился избранным выполнить какую-то миссию, делать великие дела». Она даже  заложила свои бриллиантовые серьги, чтобы отправить сына в Париж. 

Липшиц неоднократно возвращался в Россию. В 1912 году, приехав в Петербург из-за мобилизационного предписания, он впервые увидел скифское искусство в Эрмитаже, а в 1935-м побывал в Москве, где участвовал в конкурсе на создание скульптурного портрета Феликса Дзержинского и победил, но в СССР больше не возвращался. Кстати, Липшиц еще и двоюродный дед современного концептуалиста Юрия Альберта. Так что большая ретроспектива скульптора в Москве, организованная совместно с нью-йоркской галереей Marlborough, была лишь вопросом времени. 

В Московском музее современного искусства проследили все стили, в которых работал Липшиц, начиная с кубизма, которым он всерьез увлекся в Париже. Затем, с середины 1920-х, его скульптуры становились все более и более барочными. На выставке в Москве можно увидеть более 100 работ скульптора из разных государственных и частных собраний. В числе прочих здесь «Купальщица III» (1917) и «Разборная фигура. Танцовщица» (1915) из дерева, редкого для Липшица материала, предпочитавшего чаще бронзу. Здесь же «Читатель в кресле» (1922) и «Мужчина, опирающийся на локти» (1925) с элементами уже экспрессионизма, портрет Гертруды Стайн (1938). Не забыты и наброски Липшица, демонстрирующие, что работал скульптор вполне традиционно: сперва рисунок, затем лепка в глине и гипсе и только после — воплощение в камне или бронзе. Среди этих набросков и эскиз к одному из его самых знаменитых антифашистских произведений — ­«Похищению Европы II» 1938 года.  

Московский музей современного искусства
Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива
26 ноября 2018 – 3 марта 2019

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+