18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кому будут давать гранты Министерства культуры, предназначенные на современное искусство?

В формальной процедуре получения средств фактически ничего не изменилось, но эксперты назначены новые.

Втечение всего мая российские некоммерческие организации могли подать в Министерство культуры заявку на грант для реализации проекта в области современного искусства. Гранты выдаются в рамках федеральной программы «Культура России», очередной этап которой рассчитан на 2012–2014 годы. Программа была запущена в 2001 году, среди ее плодов — Московская биеннале современного искусства, а в прошлом спецпроект 0 перформансе. Скромное обаяние кризиса, а также Фестиваль коллекций современного искусства, проводимый Государственным центромсовременного искусства (согласно отчету Минкульта, опубликованному на сайте ведомства). И если поддержка современного искусства (предусмотренная в том числе на нынешнем этапе проекта) казалась естественной в рамках культурной поли тики прошлых лет с характерной риторикой модерни зации и вхождения в мировой культурный мейнстрим, то консервативный поворот, объявленный весной министром культуры Владимиром Мединским, призвавшим «культурно защищаться от «Анти-Европы», вероятно, сулит совсем иной расклад дел в году текущем.

Доля средств от общего бюджета программы (на период 2012–2014 годов это почти 200 млрд руб.), отведенных современному искусству, в этом году выросла по сравнению с предыдущим и составила почти 22 млн руб. (раньше было 20 млн — вопреки обещаниям увеличить сумму грантов в два раза, ее увеличили на 2 млн), рассказал источник в Министерстве культуры. Если в прошлом году, добавил он, размер гранта был фиксированным (2 млн руб.), в этот раз деньги будут начисляться исходя из заявленной сметы каждого проекта. «Максимальная сумма составит все те же 2 млн, минимальная — не ограничена, хотя, по опыту, она может составить порядка 70 тыс.», — подчеркнул он. Отказаться от фиксированной суммы решили, чтобы избежать искусственного подтягивания сметы под размер выделяемого гранта в случае, когда сам проект оценен заявителем дешевле. Для проектов предусмотрен также механизм софинансирования: если часть его оплачивается из внебюджетных источников, то министерство такие инициативы тоже поддерживает, но, возможно, на меньшие суммы.

На грант могут претендовать исключительно некоммерческие организации, которые оформят заявку в соответствии с правилами, изложенными на сайте министерства mkrf.ru. Физическое лицо, желающее получить грант, должно также выступать от имени некоммерческой организации, заручившись ее доверенностью. Заявки принимаются и регистрируются департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры. Принятые заявки направляются на рассмотрение экспертным советом, ито говый список получателей грантов размещается на сайте министерства. Международный симпозиум «Аланика», проходящий с 2005 года во Владикавказе, выигрывал минкультовский грант уже трижды (с 2011-го) и в этом году также подавал заявку. «Когда формат симпозиума более-менее устоялся, мы обратились за поддержкой в Министерство культуры, — рассказала руководитель проекта Галина Тебиева. — Нас поддерживают уже три года, даря этой поддержке нам удалось расширить и масштаб симпозиума, и географию участников, и сам формат, когда мы на чали привлекать кураторов (в прошлом году проект курировала турчанка Берал Мадра, известная по биеннале в Стамбуле и другим громким проектам. — TANR)». Грант, безусловно, не покры вает всех расходов, часть денег выделяет ГЦСИ, часть — Министерство культуры Северной Осетии, а оставшиеся поступают из частных источников.

В формальной процедуре получения средств по сравнению с прошлыми этапами программы фактически ничего не изменилось. Что касается критериев отбора,то упор, согласно официальным документам, будет делаться на развитие проектов, «ориентированных на поиск и эксперимент» и примене ние современных мультимедийных технологий. Двенадцать итоговых проектов отберет экспертный совет по распределению грантов, состав которого в этом году был обновлен. За современное искусство будут отвечать театральный продюсер и ректор Воронежской академии искусства Эдуард Бояков, а также скульптор, автор интерьеров Музея космонавтики и реконструкции Аллеи воинской славы на Поклонной горе Салават Щербаков.

«Современное искусство — вещь тонкая, и угодить всем очень сложно, — заявил источник в министерстве в ответ на вопрос о возможных предпочтениях членов совета. — Оно на то и современное, что не все его понимают. Если специалисты в состоянии уловить суть тех или иных проектов, то общественность, больше выступающая за традиционные ценности и культуру, не может до конца оценить результат, и резонанс бывает не очень приятный».

По его словам, совет, который сейчас создан, будет ориентирован на «современность и инновационность», но в рамках того, чтобы это было ближе к  традиционным представлениям о культуре. «Думаю, проекты, которые отберут, будут более классические», — резюмировал он.

МНЕНИЕ

Эдуард Бояков
Ректор Воронежской академии искусства, член экспертного совета при Министерстве культуры РФ

Подобные грантовые формы — важнейшая часть культурной политики. Бывает такое, что существует какая-то государственная структура, а рядом с ней фонд или некоммерческое партнерство, которые и пишут заявки. Деюре грантовые конкурсы касаются организаций негосударственных, а де-факто та же государственная структура таким образом получает дотации через другое юридическое лицо. Это я считаю очень опасным и буду с этим бороться.

Деньги из государственных фондов должны идти прежде всего на поддержку молодых инициатив. За счет подоб ных конкурсов должны открываться перспективы, находиться художники, которым через три-четыре года, может быть, нужно уже будет передавать в руки государственные музеи и театры. С помощью таких процедур  мы и будем формировать новую культурную касту.

Противоречия в экспертном совете есть, это очевидно, ведь мы все разные. В сегодняшнем публичном пространстве очень много злости, которая ставит границу, не дающую услышать другого человека. Этого хотелось бы избежать. Мы на одном поле, у нас одно министерство, одна государственная власть. Она такая, какая есть, и я убежден, что с ней надо работать. Кому-то это покажется конформизмом и даже коллаборационизмом, но я с уважением отно шусь к попыткам нынешнего Минкульта хотя бы заявить эту повестку. Мы критикуем проект новой культурной политики. Но давайте осознаем, что ни при Александре Соколо-ве, ни при Александре Авдееве (бывшие министры культуры. — TANR) ни о чем подоб ном даже речи не шло. Плохой документ лучше отсутствия документа. Мы живем в стране, экономика которой строится на либеральной основе. Как бы мы ни критиковали российский капитализм, все равно это капитализм. Наша страна занимает второе место в мире по количеству миллиардеров — пусть эти миллиардеры и реализуют другую культурную политику. Пусть Абрамович построит еще четыре «Гаража», Мамут откроет четыре театра, а Прохоров поддержит не только театр Додина и «Золотую маску».

Может быть, нужно активнее искать молодых? Нужно создавать другие, самостоятельные платформы. Новое на то и новое, чтобы пробиваться через сопротивление. Не стоит рассчитывать, что новое будет рождаться на территории государственной идеологии. Новое должно рождаться на независимых площадках, а потом потихоньку отвоевывать оплоты консерватизма. Я буду протаскивать именно такие вещи — а зачем я еще там?

У талантливых людей сегодня, как никогда, много возможностей для реализации. Россия никогда не была такой свободной, как сейчас. Хочет человек сделать фильм про Крым — пусть делает про русский Крым, а хочет возражать государственной политике — пока за это в тюрьму никого не сажали, кроме Pussy Riot, но их акция — за гранью допустимого.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+