Уникальному ларцу Ядвиги Ягеллонки возвращены прочность и красота

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

Презентация реставрационного проекта ларца Ядвиги Ягеллонки в Государственном Эрмитаже состоится 22 ноября

На изготовление ларца Ядвиги Ягеллонки пошло 6,6 кг серебра, почти 700 г золота и множество драгоценных камней. Фото: Государственный Эрмитаж
На изготовление ларца Ядвиги Ягеллонки пошло 6,6 кг серебра, почти 700 г золота и множество драгоценных камней.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ларец Ядвиги Ягеллонки был изготовлен немецкими мастерами в 1533 году. Он сделан из золоченого серебра с гравировкой и фигурным орнаментом и украшен камеями, множеством драгоценных камней и жемчугом. «Это выдающееся произведение ювелирного искусства, — рассказывает Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа. — Подобного рода предметы XV–XVI веков и ранее — штучные, потому что в те времена, когда украшение выходило из моды, камни вынимали и вставляли в новые изделия, металл переплавляли. Коллекционированием старинных ювелирных изделий тогда никто не занимался». Ларец попал в Россию, когда сын Петра I царевич Алексей в 1711 году женился на Шарлотте Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Она была потомком Ядвиги Ягеллонки в восьмом поколении, и ларец стал частью ее приданого. Музейный экспонат нуждался в реставрации, хотя его состояние не было критическим. В итоге ларец фактически разобрали на части, все элементы очистили, восстановили внешнее золочение, воссоздали элементы крепления деталей, зафиксировали эмаль. По словам представителя ювелирного дома Cartier, выступившего спонсором реставрации, выбор пал на ларец по нескольким причинам: его состояние требовало вмешательства специалистов, и это было тем более важно, что речь шла об исключительном предмете, крайне значимом для понимания истории развития европейского ювелирного дела. Для совместных с Эрмитажем реставрационных инициатив Cartier традиционно выбирает хранящиеся в музее ювелирные изделия. Это уже третий проект такого рода. Ранее при поддержке ювелирного дома были отреставрированы уникальная хрустальная лампа, выполненная средневековыми арабскими мастерами, и золотая ароматница, изготовленная в империи Великих Моголов и прибывшая в Петербург в XVIII веке в составе дара шаха Ирана. Объявлено, что презентация реставрационного проекта ларца Ядвиги Ягеллонки в Государственном Эрмитаже состоится 22 ноября.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+