«Одалиска» может и не принадлежать кисти Кустодиева

№5, сентябрь 2012
№5
Материал из газеты

В конце июля лондонский Высокий суд вынес долгожданное решение по делу инвестиционного фонда «Аврора» против аукционного дома Christie'

Борис Кустодиев. «Одалиска». Фото: Christie'
Борис Кустодиев. «Одалиска».
Фото: Christie'

Судья признал вероятность того, что картина Одалиска, купленная фондом в 2005 году за £1,68 млн, может не принадлежать кисти Бориса Кустодиева.

Однако он отклонил обвинения «Авроры» в недобросовестности аукционного дома, но оставил за истцом право расторгнуть сделку и получить обратно деньги. С подробностями дела можно ознакомиться в TANR № 3–4.

Приводим отрывки из решения судьи Ньюи от 27 июля 2012 года.

Судебное решение

Выводы, к которым я пришел, сами по себе позволяют отклонить претензии «Авроры» касательно халатности и искажения
фактов.

Ключевой вопрос состоит в том, следует ли критиковать Christie’s за то, что к атрибуции картины не был привлечен внешний эксперт (в данном случае — эксперт из России). Обстоятельства данного дела не убедили меня в том, что это следовало сделать. Хотя г-н Смит критически отзывался об этой стороне деятельности Christie’s, его свидетельство не показалось мне полностью соответствующим... современной аукционной практике. В этой связи я счел убедительным мнение г-на Разерстоуна. В одном из своих экспертных заключений он пишет: «Если бы я в 2005 году оказался в положении г-на де Тизенгаузена (главы русского отдела Christie’s. — TANR), то, будучи уверенным в подлинности Одалиски, я бы не стал активно искать эксперта по творчеству Кустодиева, чтобы он подтвердил мое мнение. Имелось достаточно оснований для того, чтобы атрибутировать картину как работу Кустодиева. В отсутствие общепри знанного эксперта по творчеству Кустодиева в 2005 году специалист поступил бы разумно, не обращаясь за экспертным мнением о подлинности Одалиски».

Мои заключения можно обобщить следующим образом.

Есть вероятность того, что Одалиска не была написана Кустодиевым. Это означает, что претензии «Авроры», высказанные согласно условиям ограниченной гарантии, являются обоснованными. Соответственно, «Аврора» имеет право отказаться от своей покупки и получить обратно заплаченные средства. Претензии «Авроры» касательно халатности и искажения фактов отклонены.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+