18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала

№68
Материал из газеты

Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке

Ассирийский царь Ашшурбанапал (669–631 гг. до н. э.) был, без преувеличения, самым могущественным человеком древности. Из своей столицы Ниневии (современный Ирак) он управлял обширнейшей империей от восточного Средиземноморья до западного Ирана. Славился он не только военными победами и талантами (был отличным наездником и стрелком из лука), но и редкой образованностью. Владел клинописью и «иностранными языками», о чем гласит одна из глиняных табличек собранной им огромной библиотеки: «Для меня было отрадой повторять на память дивные творения на шумерском и аккадском». 

Его дворцы в Ниневии, утопающие в экзотических садах, которые орошались сложной ирригационной системой, поражали современников невиданной роскошью. 

После смерти Ашшурбанапала (около 631 г. до н. э.) империя просущеcтвовала чуть меньше 20 лет, пав под натиском соседей, Мидии и Вавилона, и уже в древности обросла легендами. Самая известная из них, про последнего ассирийского царя Сарданапала, сжегшего себя с наложницами и слугами, чтобы не попасть в руки врага, вдохновила Байрона на написание поэмы «Смерть Сарданапала» (1821) и создание одноименного знаменитого полотна Эжена Делакруа (1827). О самой же Ассирии и ее самом знаменитом царе Ашшурбанапале забыли до середины XIX века, когда молодой британский дипломат Остин Генри Лейард инициировал раскопки сначала в одной из столиц Ассирии Нимруде (современный Ирак), а затем и в Ниневии. Находки оказались столь поразительными, что к раскопкам подключился Британский музей. Были обнаружены тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала, рельефы со сценами царской охоты на львов, победы над которыми символизировали силу царя, изысканные изделия из слоновой кости и золота. Самой же потрясающей находкой стали колоссальные крылатые быки с человеческими головами, охранявшие от злых духов дворец в Нимруде. Их на плотах по Тигру переправили в Басру на юге Ирака, затем на пароходе в Бомбей и оттуда уже в Лондон. 
Выставка 200 экспонатов из знаменитой коллекции Британского музея с добавлением редких артефактов из других музеев мира впервые рассказывает полную историю империи, исчезнувшей более 2 тыс. лет назад, и ее самого могущественного владыки. 

Британский музей
Я, Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии
8 ноября – 24 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+