18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турине спустя почти 30 лет вновь открыта капелла Плащаницы

№68
Материал из газеты

Проведенная с использованием ультрасовременных технологий реставрация вернула капелле Плащаницы ее былое великолепие. Для этого потребовались годы кропотливой работы и общий бюджет в €30 млн

Нынешней осенью в Турине вновь открылась капелла Плащаницы — спустя 21 год после того, как ее практически полностью разрушил пожар, и через 28 лет после закрытия из-за обвала части мраморного карниза.

Семья герцогов Савойских заказала строительство этого здания в 1668 году для хранения самой ценной реликвии, находившейся в их собственности, — полотна, в которое, по преданию, было завернуто тело мертвого Христа. Проект разработал священник и математик Гварино Гварини. Капелла высится за главным алтарем Туринского кафедрального собора и связана с парадными покоями королевского дворца, что подчеркивает значение, которое Савойский дом придавал плащанице.

Причина пожара, вспыхнувшего ночью 11 апреля 1997 года, по-прежнему остается загадкой. Огонь разгорелся особенно сильно из-за того, что в капелле, реставрация которой тогда только завершилась, еще не были демонтированы деревянные строительные леса. Пока пожарные пытались разбить пуленепробиваемое стекло, под которым хранилась реликвия, чтобы вынести ее в целости и сохранности, в соседнем зале во дворце шел ужин в честь тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

Начавшаяся с разбирательства о праве собственности и бесплодных попыток найти виновных в пожаре, повторная реставрация капеллы затянулась на долгие годы. Из-за отсутствия технической документации специалисты были вынуждены скрупулезно анализировать саму конструкцию здания, знаменитого своим самоподдерживающимся куполом. Долго шли споры о том, какую часть оригинальных материалов использовать при восстановлении, поскольку после пожара пол капеллы был покрыт метровым слоем кальцинированных обломков мрамора и частично расплавившейся бронзы. В итоге решили заменить 1150 сильно поврежденных деталей и укрепить оставшиеся 4000. Специально для этого снова открыли каменоломню возле Фрабозы-Сопраны в Пьемонте, где раньше добывали черный и серый мрамор, использованные при строительстве капеллы.

Дополнительные задержки были связаны с двумя публичными демонстрациями Туринской плащаницы (в 1998 и 2000 годах) и с судебной тяжбой против фирмы Corit, которая в 2009-м выиграла тендер на проведение работ, но была отстранена в 2011-м (годом позже ее заменила фирма Arcas). Реставрационные работы под руководством архитектора Марины Фероджо велись с использованием самых передовых технологий. Поврежденные элементы соединяли с новым мрамором, а затем патинировали, добиваясь полной визуальной однородности. «Это была не перестройка, а реставрация», — подчеркивает инспектор по делам археологии, изобразительного искусства и ландшафта Пьемонта Луиза Папотти. Сейчас здание капеллы снова стоит без опор, держась исключительно за счет оригинальной конструкции.

Стоимость работ составила более €30 млн, из которых €28 млн предоставило Министерство культуры, а €2,7 млн — фонд Compagnia di San Paolo. Посетителям больше не придется подниматься в капеллу по ступеням из кафедрального собора, теперь вход в нее будет через королевский дворец. Плащаница останется в кафедральном соборе. «Открытие капеллы, — говорит директор королевского дворца Энрика Паджелла, — это цель, которой нам удалось достичь благодаря усилиям очень многих людей, в первую очередь специалистов из Управления по делам археологии, изобразительного искусства и ландшафта Пьемонта, они никогда не отступали, несмотря на серьезность препятствий».  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+