18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Раствориться в Самарканде

Новая коллекция Ильгиза Фазулзянова рассказывает красивую историю о путешествии художника в древний Самарканд

Яркие узоры и мотивы восточной культуры постоянно становятся объектом цитирования и новых интерпретаций. Модные бренды, интерьерные марки, ювелирные дома — у всех крупных игроков рынка найдется хотя бы одна коллекция, которая вдохновлена Востоком. Ориентальным настроениям в своих произведениях поддался и художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов после путешествия в весенний Самарканд.

Этот город с 3000-летней историей, один из главных на Великом шелковом пути, сохранил множество свидетельств своего былого величия. Помимо архитектурных сокровищ вроде мавзолея Гур-Эмир, где были упокоены члены семьи великого Тамерлана и он сам, или величественного архитектурного ансамбля на площади Регистан, здесь до сих пор хранят и чтут традиции в совершенно разных областях — от текстиля до кухни. Надышавшись легким воздухом древнего узбекского города, основатель марки Ilgiz F. всего за три месяца создал более 60 уникальных произведений высокого ювелирного искусства.

Коллекция не претендует на статус этнографического исследования, это, скорее, переосмысление собственных впечатлений художника. Яркие купола храмов и мавзолеев, сочные краски изразцовой плитки, витиеватые узоры ковров сюзане, неожиданные рисунки тканей икат, высокое синее небо, запахи пряностей, легенды и сказания — все эти воспоминания и эмоции переплелись и воплотились в новую коллекцию «Самарканд».

В процессе работы Ильгиз Фазулзянов использовал множество различных техник — от клуазоне и шамплеве до витражной и живописной эмали. Глядя на новые творения художника, легко понять, почему они вызывают восторг у клиентов и восхищение (а возможно, и укол зависти) у коллег по цеху, — придумать почти невесомые серьги с колыхающимися нитками бриллиантов, которые венчает фантазийный купол из витражной эмали толщиной всего 1 мм, не пришло в голову ни одному из них.

В коллекции, как и всегда у Ильгиза Фазулзянова, множество обращений к природной тематике, но встречаются и совершенно удивительные воплощения архитектурных шедевров Самарканда. К примеру, кольцо, вдохновленное обсерваторией Улугбека, с куполом из бирюзы в окружении бриллиантов и золотых ступеней или брошь «Самарканд» с яркими зелеными кипарисами из эмали, фоном которым выступает ансамбль зданий на площади Регистан с полным бриллиантовым паве. Среди самых впечатляющих украшений — удивительный браслет с шестью крупными уральскими аметистами, которые обрамляет рисунок с мотивом «репейник». Его изнанка чуть ли не красивее лицевой стороны — впрочем, у Ильгиза Фазулзянова это скорее правило, чем исключение. Грандиозное колье с павлином из эмали, распустившим свой богатый хвост, украшенный каплевидными аметистами и кисточками сапфиров, — торжество мастерства по всем фронтам: и как художника (за натуралистичность исполнения благородной птицы), и как ювелира. Одна из интереснейших в коллекции — брошь с исчерпывающим названием «Чтение Омара Хай а под кипарисами». Не просто украшение — целый рассказ с иллюстрациями в окружении драгоценных и полудрагоценных камней. Самыми дорогими в коллекции стали серьги «Гур-Эмир» с бриллиантами и яркими деталями из тонкой витражной эмали. Мог ли подумать великий завоеватель Тамерлан, что его мавзолей когда-нибудь вдохновит ювелира на столь утонченное и изысканное украшение для вечерних выходов в свет?

Есть в коллекции и более скромные, но ничуть не менее искусные вещи. К примеру, миниатюрные серьги с узором «икат» и подвесками из жемчуга или изящные длинные серьги «Фуксия», где из-под бриллиантовых листков незаметно выглядывают цветки из перегородчатой эмали с бриллиантовыми тычинками. Судя по всему, такая детальная и скрупулезная проработка, где каждый элемент не просто закончен, а доведен до совершенства, для Ильгиза Фазулзянова дело принципа. В конце концов, он не просто ювелир, а художник, создающий настоящие произведения искусства, а в них изъянов быть не должно.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
2
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском новое руководство
Ольга Галактионова освободила кресло директора ГМИИ им. А.С.Пушкина для Екатерины Проничевой из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а сама возглавила Третьяковку вместо ее сестры Елены Проничевой
14.01.2026
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском новое руководство
3
«Чем дольше вы не заботитесь о качестве своей работы, тем лучше»: советы художников
В новой книге Лидии Файджес «Уроки жизни от современных художников» последние делятся с начинающими авторами всевозможным опытом — от способов обретения душевного равновесия до полезных советов, помогающих грамотно построить отношения с галеристами
16.01.2026
«Чем дольше вы не заботитесь о качестве своей работы, тем лучше»: советы художников
4
Гид по мировым выставкам 2026 года
С коллегами из The Art Newsрaper представляем выставки, которые в течение года можно увидеть в главных мировых арт-столицах: Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке, Париже, а также в других городах
16.01.2026
Гид по мировым выставкам 2026 года
5
Сдал — принял: какие новые музеи откроются в России в 2026 году
В будущем году новые и реконструированные арт-площадки заработают не только в Москве, но и в Самаре, и на Сахалине
26.12.2025
Сдал — принял: какие новые музеи откроются в России в 2026 году
6
Наука быть человеком: пять уроков Рабиндраната Тагора
Культовой фигуре Индийского Возрождения, педагогу-реформатору, поэту-мыслителю и художнику «ГЭС-2» посвятил главный проект сезона — выставку «Весь мир здесь обретает дом: по следам Тагора»
13.01.2026
Наука быть человеком: пять уроков Рабиндраната Тагора
7
Владимир Янкилевский, его «первичный бульон» и собственная вселенная
Амбициозных художников в искусстве советского андерграунда было немало, но не столь уж многие стремились «создать форму, включающую весь объем человеческого существования», по выражению Александра Боровского, автора новой книги о Янкилевском
16.01.2026
Владимир Янкилевский, его «первичный бульон» и собственная вселенная
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2026 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+