18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка топ-лотов будущих торгов Sotheby’s открылась в Музее архитектуры

Среди них — «Луч солнца в Исполиновых горах» Каспара Давида Фридриха и «Грузинка в лечаки» Нико Пиросмани, купленная в 1928 году австрийским писателем Стефаном Цвейгом

Сергей Виноградов. «Телят пасут». 1895. Эстимейт: £80–120 тыс. Фото: Sotheby’
Сергей Виноградов. «Телят пасут». 1895. Эстимейт: £80–120 тыс.
Фото: Sotheby’

Предаукционные выставки Sotheby’s в Москве давно стали традицией. В преддверии «русской недели» в Лондоне некоторые лоты отправляются на гастроли в Россию. На выставке в недавно отреставрированном флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева подборку русского искусства, подготовленную к аукциону 27 ноября, дополнили европейской живописью с декабрьских торгов, а также работами из собраний московских коллекционеров, которые можно приобрести через отдел частных продаж.

Нико Пиросмани. «Грузинка в лечаки». Фото: Sotheby’
Нико Пиросмани. «Грузинка в лечаки».
Фото: Sotheby’

В качестве главного хита будущих русских торгов демонстрируют работу грузина Нико Пиросмани, что в свете нынешних отношений Грузии и России выглядит несколько неожиданно. Впрочем, будем надеяться, что национальную гордость грузин это не оскорбит: любовь к тифлисскому гению-самоучке превыше политических разногласий. «Грузинку в лечаки», купленную в 1928 году австрийским писателем Стефаном Цвейгом, предварительно оценили в £500–700 тыс. Она входит в целую серию женских портретов, большинство из которых теперь принадлежат Государственному музею Грузии, и, как и многие другие работы художника, написана на клеенке.

Николай Фешин. «Портрет девушки». 1910-е. Эстимейт: £250– 350 тыс. Фото: Sotheby’
Николай Фешин. «Портрет девушки». 1910-е. Эстимейт: £250– 350 тыс.
Фото: Sotheby’

Еще одно произведение, из-за которого на торгах может разгореться борьба, — «Портрет девушки» любимца коллекционеров Николая Фешина. Картина, на которой изображена дочь художника Ия, была написана в 1910-х годах, еще до его отъезда в Америку. Покинув Россию в 1923 году, Фешин увез полотно с собой и, видимо, не собирался с ним расставаться, поэтому не стал подписывать портрет. Подпись, как честно сообщают эксперты Sotheby’s в каталоге, появилась на холсте уже после его смерти, ее поставила вдова художника перед продажей. Эту операцию она производила и с другими неподписанными работами из семейного собрания. Эстимейт картины — £250–350 тыс.

Александр Куприн. «Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское». 1923. Эстимейт: £100–150 тыс. Фото: Sotheby’
Александр Куприн. «Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское». 1923. Эстимейт: £100–150 тыс.
Фото: Sotheby’

На московскую выставку также привезли эффектный натюрморт Александра Куприна «Осенний букет на синем фоне. Село Крылатское» — динамичную композицию с разлетающимися, словно от порыва ветра, листьями предварительно оценили в £100–150 тыс. Заслуживает внимания и трогательная акварель Константина Сомова «Любовники» (1923) с эстимейтом £40–60 тыс.

Раздел западного искусства получился небольшим, но впечатляющим. В Москве можно увидеть две работы старых мастеров, вполне достойные оказаться в музейных залах: «Святую Марию Магдалину за чтением» жившего в Брюгге ломбардца Амброзиуса Бенсона и типичный для нидерландского золотого века натюрморт Флориса Класа ван Дейка. Нарядная «Мария Магдалина», больше похожая на светскую даму XVI столетия, предварительно оценена в £200–300 тыс., а соблазнительные деликатесы от голландского мастера — в £300–500 тыс. Надо сказать, в выборе именно этой работы для московской выставки можно усмотреть элементы чисто английского юмора, граничащего с ехидством. Даже преувеличенно подробная этикетка к полотну: «Натюрморт с виноградом и сыром на оловянных тарелках, бокалом вина, ремером, грушами, оливками в фарфоровой миске и булкой на столе, устланном красным дамастом с белой кружевной отделкой» — в эпоху продуктовых контрсанкций впечатляет практически до слез.

Председатель «Sotheby’s Россия и СНГ» лорд Марк Полтимор на предаукционной выставке в Москве. Фото: Екатерина Вагнер
Председатель «Sotheby’s Россия и СНГ» лорд Марк Полтимор на предаукционной выставке в Москве.
Фото: Екатерина Вагнер

Но главный сюрприз — небольшой пейзаж самого знаменитого представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха «Луч солнца в Исполиновых горах» (эстимейт £500–700 тыс.). «Работы этого художника появляются на рынке крайне редко. За всю свою карьеру мне посчастливилось продать всего четыре его картины — по одной в десять лет! — признался на пресс-конференции заместитель председателя «Sotheby’s Европа», председатель «Sotheby’s Россия и СНГ» лорд Марк Полтимор. — Причем, как это ни невероятно, на этих же торгах мы будем продавать еще одно полотно Фридриха. Как говорят у нас в Англии, сначала долго ждешь автобус, а потом приходят сразу два». К сожалению, вторая работа — «Утренний пейзаж с горным озером» — в Москву не приехала.

Выставка «Шедевры русского и западного искусства на осенних аукционах Sotheby’s» открыта с 31 октября до 2 ноября.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+