18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куда пропало наследие Древиных?

Вокруг наследия художников Александра Древиных и Надежды Удальцовой разгорается скандал. Все меньше остается надежд на возвращение картин, похищенных у Екатерины Древиной — внучки художника

И хотя в марте власти отменили предыдущий отказ о возбуждении уголовного расследования, представители наследников сомневаются в том, что серьезное расследование будет продолжено.

«Наш уголовный кодекс определяет особо крупные размеры как превышающие 1 млн руб., — говорит Вадим Хомутов, адвокат Екатерины Древиной. — А здесь ущерб многократно больше. У милиции это не вызывает никаких волнений и желания разобраться».

Пропавшие картины, по оценке коллекцио нера Андрея Еремина (основателя фонда работ художника Давида Штеренберга и давнего знакомого Древиной), могут стоить до $500 тыс.

«На русском рынке очень много «фальшаков». А здесь вылезло такое количество настоящих вещей, и рынок ринулся торговать ими», — рассказал Еремин о семейной коллекции Древиных. Добавив, что среди работ, которые ему показывали дилеры, был Портрет сына Андрея (1926), указанный в списке пропавшего.

Этот затянувшийся на годы скандал не просто повод рассказать криминальную историю из околохудожественной жизни. Во-первых, слишком уж много мрачных подробностей, отвлекающих от остросюжетной канвы. А во-вторых, то, что произошло вокруг картин Древина и Удальцовой, очевидно повлияло и на выставочный процесс, и на рынок русского авангарда, который долгие годы был наполнен подделками. 

Марина Лошак, специалист по авангарду и куратор галереи «Проун», где недавно прошла выставка Древина, объясняет, что их экспозиция случайно совпала с последним раундом драмы. Во избежание проблем она крайне внимательно изучала работы, пришедшие от частных коллекционеров, чтобы убедиться, что ни одна из них не поступила от Екатерины Васильевой, продающей работы со штампом «Из коллекции Древина и Удальцовой».

«Мы на стороне Древина и Удальцовой; мы хотим показывать их работы, — говорит она. — Но вынуждены быть цензорами. Это плохо». По ее мнению, Древина (Васильева) и Екатерина Андреевна Древина должны прийти к компромиссу во имя наследия художников. Александр Древин (Древиньш), погиб в сталинские репрессии 1938 года на волне арестов деятелей культуры Латвии. Жена, Надежда Удальцова, спасла его картины от НКВД, выдав за них свои работы. Она умерла в 1961 году. 

Нужен ли этот компромисс Древиной (Васильевой)? На просьбы дать интервью The Art Newspaper она не ответила. Все, кто отвечал на вопросы The Art Newspaper об этой истории, сообщили, что с 2010 года ни разу не виделись и не разговаривали с ней.

В том, что скандал наносит вред наследию художника, поскольку вынуждает коллекционеров его работ «лечь на дно» (что неизбежно приведет к появлению на рынке подделок работ Древина) уверена и Татьяна Зелюкина, сотрудник Третьяковской галереи, организовавшая первую ретроспективную выставку Древина в 2003 году. Татьяна вспоминает, что Васильева рассказала ей, как забирала картины из квартиры в Брюсовом переулке. И добавляет, что, учитывая беспорядочную обстановку в семье на тот период, она вполне могла спрятать картины.

Справка

Куда пропало наследие Древиных? Хроника семейной драмы

Судьба сотен картин Древина и Удальцовой в настоящее время неизвестна. В постсоветский период за наследство художника начала бороться невестка Екатерины Андреевны Древиной Екатерина Викторовна Древина (урожденная Васильева), вдова ее единственного сына. 

1980–1990-е Екатерина Древина пытается превратить в музей коммунальную квартиру на Мясницкой, 21, где ее семья жила многие годы и где хранилась значительная часть наследия.

2000–2003 Екатерина Древина начинает давать работы на выставки в Третьяковскую галерею, галерею «Дом Нащокина» и Музей Гуггенхайма на выставку «Амазонки авангарда» (2000), где экспонировались картины Удальцовой.

2007 При загадочных обстоятельствах пропадает и умирает сын Екатерины Андреевны Древиной Петр. С тех пор Древина не может попасть в квартиру на Мясницкой.

2010 В апреле Екатерину Андреевну Древину, по ее словам, выманивают из дома ее матери Вероники Стародубовой (кооператива художников в Брюсовом переулке) и отправляют в психиатрическую больницу. Ее невестка Екатерина Древина (Васильева) блокирует доступ в квартиру в Брюсовом переулке, где, как и на Мясницкой, хранилась часть древинского наследия. Стародубова, страдавшая болезнью Альцгеймера, скончалась. Работы Древина исчезают из квартиры.

2010 Екатерина Древина отправляет письмо в Росохранкультуры с просьбой предотвратить утечку похищенных картин из России, упоминая среди пропавших работ «Пейзаж. Алтай» (1930) и «Косулю в снегах» (1931–32). Репродукция картины «Косуля в снегах» напечатана на обложке каталога работ Древина, сделанного Стародубовой и изданного в «Галарте» в 2005 году. Другие работы из списка утраченных включают папку, где было около 50 гуашей, сделанных Удальцовой на Алтае, 30 рисунков, сделанных Древиным в Армении в 1933–1935 годах, и его «Портрет сына Андрея» (1926).

2010–2012 После выписки из больницы Екатерина Андреевна Древина живет в Брюсовом переулке, но в другой квартире — принадлежащей Константину Ясиновскому, председателю правления кооператива. В ее собственной квартире — голые стены. Находившиеся там картины исчезли, видны следы ремонта. Напротив большого окна, из которого виден Кремль, до сих пор стоит кровать Стародубовой, как и несколько маленьких бюстов работы Андрея Древина, единственного сына Александра Древина и Надежды Удальцовой, автора памятника Крылову на Патриарших прудах в Москве.

2012, 28 января Екатерина Древина пишет жалобу на имя главного прокурора Москвы Сергея Куденеева по поводу отказа властей открыть уголовное дело: «Украденные картины, эскизы, рисунки и скульптуры — это наследие не только нашей семьи, но это национальное достояние России и всего мира».

2012 На пресс-конференции в феврале Древина показала присутствующим книги о художниках, которые написала ее мать и она сама, и камень, который Древин и Удальцова привезли из своих алтайских экспедиций 1920–1930-х. Она заявляет, что из квартиры в Брюсовом переулке украдено 80 картин и рисунков Древина и Удальцовой, а также архив Древина. Некоторые материалы из архива были обнаружены на московском блошином рынке в Измайлове.

Еще…
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+