18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Красота жестокости: восемь полотен Риберы

№67
Материал из газеты

Первая большая выставка испанского караваджиста эпохи барокко проходит в Лондоне

Восемь полотен Хусепе де Риберы (1591–1652), привезенные в Британию, были созданы, по словам ее сокуратора Ксавье Брая, с целью «шокировать, но сегодня они еще и повод для дискуссий». Среди привезенного — «Аполлон и Марсий» (1637, Музей Каподимонте, Неаполь), первая в испанской живописи картина на мифологический сюжет, здесь Рибера был новатором. Помимо полотен со сценами пыток, в экспозицию включены рисунки и гравюры мастера. «Возможно, сюжеты для своих жестоких сцен художник почерпнул с улиц Рима и Неаполя», — рассказывает Брай. 

Рибера родился в Испании, но уже в 16-летнем возрасте оказался в итальянской Парме, затем в Риме (1613–1614), когда там работал Караваджо. Оттуда Рибера перебрался в Неаполь, где добился признания и прожил всю жизнь. «Риберу принято считать наследником Караваджо, но это не совсем так. Да, его темный колорит с эффектами кьяроскуро говорят о таком влиянии, но писал Рибера сочным, свободным мазком, как Тициан, и не был чужд классицистическим влияниям», — поясняет Брай. Полотна Риберы реалистически беспощадны и красивы одновременно. Пример чему — «Мученичество святого Варфоломея» (1644), где на первом плане лежит мраморная голова Аполлона. «Для Риберы эта работа — символ идеального искусства во главе с Аполлоном, идеализмом Рафаэля и Микеланджело, которых победил реализм», — говорит куратор. Голова Аполлона (из Британского музея) присутствует и на выставке. «К сожалению, музей не дал расположить ее так, как на картине», — сетует Брай. Все произведения на выставке демонстрируют не только высокий градус эмоций в сценах мученичества у Риберы, но и его мастерство в передаче плоти. В подтверждение чему и самый странный ее экспонат — фрагмент человеческой кожи.  

Даличская галерея 
Рибера. Искусство насилия
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+