18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»

О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября

Справка

Алексей Петухов

Хранитель французской живописи XIX–XX веков, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Еще…

Почему вы решили сделать выставку именно о русской балерине Ольге Хохловой, первой жене Пикассо?

История началась с выставки «Ольга Пикассо», которая открылась прошлой весной в парижском Музее Пикассо. Она стала сенсацией, ведь за целый век не было ни одной выставки, посвященной первой жене художника. Сейчас же совпало несколько факторов: кураторский интерес, 100-летие дягилевского балета «Парад», который свел Пабло и Ольгу, юбилей их бракосочетания и, что особенно интересно, открытие семейного архива. Внук Пикассо и Хохловой Бернар Руис-Пикассо, основатель фонда FABA, долгое время хранил дорожный сундук, который Ольга постоянно возила с собой до конца жизни. Несколько десятилетий он стоял закрытым, и, когда его наконец решили вскрыть, оттуда, как из рога изобилия, посыпались письма на русском языке, распятие, балетные реликвии: пачки, туфли, бесчисленные фотографии… Открылась вся жизнь человека, связанного с Пикассо до самой смерти; несмотря на расставание, несмотря на драмы, эта близость была очень серьезной. Если Пикассо очень хотел уйти, то Ольге, напротив, хотелось сохранить, удержать отношения и воссоздать их атмосферу пусть даже для себя одной. Это очень пронзительная, трагическая и человечная история.

Наша выставка, конечно, связана с парижской. Она открывается более года спустя, поскольку надо было дать отдохнуть всем материалам на бумаге: рисункам и архивным документам. Так мы сможем познакомить зрителей с большим числом реликвий. Ведь только здесь, в России, можно представить письма родных Ольги Хохловой без перевода.

Это будет большая выставка?

Нашими партнерами выступают Музей Пикассо и фонд FABA, которые помогли собрать более 200 экспонатов, а поддерживает проект банк ВТБ. Выставка включает живопись, графику, документы, фотографии, мебель, прикладное искусство и даже кинофильмы. Пикассо снимал любительские фильмы с 1926 по 1931 год, когда Ольга и Пабло еще изображали — на камеру — гармоничную жизнь, но гроза уже разразилась.

Выставка займет ключевое пространство музея — нашу главную выставочную ось с Белым залом и колоннадой. В Белом зале окажутся самые знаменитые, крупные и ожидаемые произведения: портреты Ольги, образы дома, меняющейся обстановки, сюжеты, связанные с материнством, и изображения сына Хохловой и Пикассо Пауло. По отношению к этой, центральной, части другие элементы проекта можно представить как своего рода «приквел» и «сиквел».

Приквел — это история русского балета и рассказ о семье Ольги. Здесь и фотографии, и произведения искусства, и наброски Пикассо, например шарж на Бакста, и программы «Русского балета» Дягилева, и снимки Ольги в театральных образах — в общем, предыстория их знакомства и брака.

С другой стороны разворачивается пора метаморфоз — трансформация идеального, возвышенного облика дамы из Белого зала. Здесь появляются жутковатые купальщицы, которые играют на берегу (Пикассо находится на морском курорте с Ольгой и тайно встречается со своей новой возлюбленной Марией-Терезой Вальтер). В этой части выставки мы увидим и его мастерскую — личный мир творчества и место тайных свиданий, а также образы распятий и корриды. И наконец, Эрос и Танатос, высокая античная трагедия взаимоотношений, где основные образы — Минотавр и «Минотавромахия». Мы покажем гравюры и живописные работы из этой серии, которые прочитываются по-новому, поскольку приобретают биографическую окраску. И эпилог — произведения Пикассо, который включает Ольгу в цикл образов из прошлого, и сама Ольга, которая никак не может с этим смириться.

Это выставка в большей степени про Хохлову или про Пикассо?

Про обоих. О том, как их взаимодействие, мысли и поступки меняют их жизнь и историю искусства. Мы понимаем, почему образ Ольги в портретах 1920-х годов печален. Дело в том, что она постоянно чувствует разлуку со своей семьей и получает тревожные письма от родных. Ее семья в России бедствует, брат, белогвардейский офицер, с трудом находит убежище в Сербии.

Пропал ее отец…

Да, отец пропал (по всей видимости, умер от тифа), и мать осталась одна. Ольга не радуется жизни искренне, она испытывает чувство вины за то, что находится в благополучии и семейной гармонии, в то время как ее родные в России терпят нужду. Она пытается помочь им с помощью Пикассо — пересылает деньги и рисунки в Сербию, чтобы ее брат мог привлечь влиятельных лиц.

Вскоре ее семейную жизнь взрывает роман Пикассо с Марией-Терезой Вальтер. Меняется образ Ольги. Из меланхоличной, задумчивой, эпически монументальной фигуры она превращается в искаженную, озлобленную, жестокую, пронзающую Пикассо кинжалом, обволакивающую его, как безобразная биомасса, или, наоборот, выступает участницей корриды, которая мучит быка-Пикассо, одерживает над ним победу. Его жизнь в образе быка в корриде и Минотавра в «Минотавромахии» окружена образами женщин-мучительниц. Тореадор — его новая возлюбленная Мария-Тереза Вальтер, которая обладает способностью убивать, а Ольга Хохлова — белая лошадь, которую он поднимает на рога, уничтожает и жалеет одновременно.

А что происходит после их расставания?

Накал страстей слегка ослабевает, но тем не менее Ольга из жизни Пикассо так и не ушла. Она прожила до 1955 года и постоянно стремилась напоминать о себе. Она была из тех женщин, которые преследуют своих возлюбленных, но неизменно оказываются нежеланными на их пути. Все 20 лет после их расставания в 1935 году, когда они полностью прекратили отношения, были годами постоянных мучений. Пикассо, пожалуй, тоже пережил тогда самую большую драму в своей жизни. Он никогда не прекращал творить, никогда не выпускал из рук любой предмет, с помощью которого можно было создавать произведение искусства, — и только в 1935 году он на год прерывает свой постоянный процесс развития и осмысления мира. Этот перерыв, конечно, был связан с Ольгой и их расставанием. Она единственная смогла прервать творческий порыв, и Пикассо нуждался в настоящей реабилитации. До самой смерти Ольга продолжала писать ему письма, присылать открытки и фотоколлажи (она вырезала и склеивала их из старых фотографий). Все это будет на выставке — невероятной трагичности человеческие документы. Для Пикассо она стала воспоминанием, одним из образов, которые он прожил и преодолел в себе. Это задумчиво сидящая женщина, повторяющая позы с портретов 1920-х годов, со склоненной головой, опирающейся на руку. Она порой возрождается в его искусстве как воспоминание уже в другие периоды — в более плоскостной и графичной манере 1940–1950-х годов.

Фигура Ольги Хохловой очень противоречива. Одни считают, что она была посредственной танцовщицей, которая всю жизнь изводила гения, другие — что без нее он был не стал тем, кем стал. А какой хотите показать ее вы?

Истина, как всегда, лежит посередине, и эта выставка разворачивается как роман, в котором есть неожиданные повороты, как в жизни. Ольга была человеком неординарным, иначе Пикассо не обратил бы на нее внимание, она была личностью невероятной силы, и не только в преследовании, но и в том, как она в значительной степени определяла стратегию развития художника. Пикассо стал любимцем арт-дилеров именно в «эпоху Ольги» (так предлагает называть 1920-е годы один из кураторов выставки Жоаким Писсарро). Без нее он не стал бы светской персоной, важным действующим лицом художественной жизни всего мира, не изменил бы своего положения и не перескочил бы через несколько ступенек сразу, перестав быть художником-мифом для избранных, одним из тех, кто выставляется в маленькой галерее-комнате Даниеля-Анри Канвайлера. Он стал художником для всех и одновременно для невероятно состоятельных людей, его работы продавались уже совсем в другой галерее — Поля Розенберга. Пикассо жил рядом с ней. Галерея находилась в доме 21 по фешенебельной улице Боэси, а в доме 23 поселился художник. Если верить одной полулегендарной истории, Пикассо мог показывать свои новые работы Полю Розенбергу через кухонное окно. В доме собственный этаж был и у Пабло, и у Ольги, причем к ней было кому зайти. В числе ее гостей были Жан Кокто, Эрик Сати, искусствовед Клайв Белл — я перечисляю лишь тех, кого зарисовал в салоне Ольги сам Пикассо.

Что, по вашему мнению, будет особенно интересно увидеть зрителям?

На мой взгляд, наиболее любопытными будут вещи, которые пока не знакомы широкому кругу зрителей и специалистов. Они десятилетиями хранились в частном собрании Ольги Хохловой, затем ее наследников и сейчас находятся в фонде ее внука Бернара Руиса-Пикассо. Это работы, которые охватывают практически весь период совместной жизни Ольги и Пабло с 1917 по 1935 год. Это романтические свидетельства их жизни, произведения, связанные с любованием Ольгой — скажем, ее меховыми воротниками и их сочетанием с ее белоснежной кожей, очень тонкие и свежо выглядящие вещи. Эти работы мы практически не знаем и не видели: и портреты сына Пауло, и вещи, связанные с их домашней культурой и развлечениями (например, рисунки на тему цирка, которыми Пабло развлекал ребенка), и вещи, которые, вероятно, доставляли Ольге немало мучений. На них и она сама в искаженном, сюрреалистическом виде, и новая страсть Пикассо Мария-Тереза Вальтер, которую он не стеснялся изображать в откровенных позах, свободно интерпретировать ее образ. Все это происходило на глазах у Ольги и не могло не вызывать у нее сложные, противоречивые чувства. Мы долгое время не видели этих архивных документов и фотографий и не читали ее писем. Выставка в нашем музее — символическое событие, потому что у нас хранится «ответная часть» архива переписки Ольги с семьей.

Как этот архив оказался в Пушкинском музее?

Отделом рукописей в 1970–1980-х годах руководила легендарная исследовательница, энтузиаст и неутомимая собирательница свидетельств разных эпох Александра Демская. Мы обязаны ей спасением огромного числа документов, связанных с московскими коллекционерами, в числе прочего материалов о Сергее Щукине и Иване Морозове. Она же смогла собрать в музее другие уникальные коллекции, и именно при ней здесь оказались материалы, связанные с Ольгой Хохловой. Это фотографии и реликвии, которые Ольга отправляла родным в Россию. Она посылала их старшему брату в Кострому, своей сестре, в замужестве Тамручи; впоследствии из этих источников они и стеклись в музей. Это фотоснимки с едва читаемыми, полустертыми автографами Хохловой, подписями, сделанными торопливым почерком, может быть, в волнении или между делами, связанными с семьей или светской жизнью. Поэтому именно нам принадлежит честь дополнить этот диалог, добавить в историю недостающую часть пазла.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+