18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж. Столица прогресса, гедонизма и роскоши накануне Первой мировой

© PARIS , MUSÉE CARNAVALET/ROGER -VIOLLET
© PARIS , MUSÉE CARNAVALET/ROGER -VIOLLET

Во французской столице впервые реконструировали знаменитую Всемирную выставку 1900 года.

Выставка в Пти-пале посвящена Всемирной выставке 1900 года, а еще шире — самой фран-цузской столице, провозгласившей себя на рубеже двух прошлых двух столетий «средоточием мировой цивилизации», эпицентром «прекрасной эпохи» (Belle Epoque). Удивительно, но это первая выставка в Париже, посвященная той исторической экспозиции, которую посетили 60 млн человек.

«Прекрасная эпоха» — что она такое? Время, когда ушла в прошлое горечь поражения Франции во Франко-прусской войне, частично залечилась травма из-за потери Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией по Франкфуртскому миру. Человечество еще не знало, что это всего лишь передышка.

И все же до Первой мировой еще далеко. И «золотой» 1900 год с его золотыми монетами в обращении, «безграничным» техническим прогрессом кажется широко распахнутой дверью в светлое будущее. При этом ознаменовали Всемирную выставку и «великие стройки гедонизма», в их числе «русский» мост Александра III, Гран-пале (Большой дворец) и его «меньшой брат» — Пти-пале (Малый дворец), где проходила выставка и где разместилась нынешняя мегаинсталляция Париж 1900 года: город на сцене с бюджетом, превысившим €1 млн. Она расположилась в шести «павильонах», вобравших множество артефактов из коллекции самого Пти-пале, ставшего с 1902 года музеем, а также из других музеев, галерей, от коллекционеров и антикваров со всего мира — свыше 600 уникальных экспонатов, часть которых широкая публика видит в первый и, скорее всего, в последний раз.

Первый раздел, Париж — витрина мира, посвящен собственно Всемирной выставке 1900 года, вместив технические новинки эпохи: аэропланы, автомобили, архитектурные проекты и — чудо из чудес — синема! Второй и третий разделы объединены под названием Париж — международная столица искусств. Вместо взлета аэропланов здесь взлет живописи от академизма до импрессионизма: полотна Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега, Клода Моне, скульптуры Огюста Родена и даже художественное творчество великой актрисы Сары Бернар, которая в 1870-е училась скульптуре, а с 1874 года регулярно выставлялась во всех Салонах. Воссозданы и салоны, где царствуют прикладные шедевры стиля модерн. С роскошной эклектической мебелью, решетками Эктора Гимара, с шедеврами Эмиля Галле, Рене-Жюля Лалика, Альфонса Мухи. Лаки, позолота, зеркала, в которых, кажется, все еще мелькают томные тени красавиц былых времен, загадочных ведьм, пряных «цветов зла».

Следующий зал посвящен парижской моде. Это по сути исполинская гардеробная для «великих Гэтсби» всех широт... Дух захватывает при виде платьев, аксессуаров — экстравагантных, элегантных, «фараонских» ожерелий, каскадов из самоцветов! Для этого зала парижский Музей моды Гальера предоставил главные свои сокровища: творения Жанны Пакен, революционные наряды Пьера Пуаре, освободившего женщин от корсета... Напомним, что и на афише Всемирной выставки 1900 года красовалась парижанка в платье от Пакен... И в конце перед публикой разворачивается настоящее шоу-мистерия, чье имя — Париж развеселый. Там во всем блеске Большие бульвары, кабаре «Мулен-Руж», «Ша-Нуар», свет и полусвет, кафешантаны, кокотки, удалой канкан — безумная и бездумная ночная парижская жизнь. Как говорят в народе, «большой город Париж, в него приедешь — угоришь!»
Музей Пти-пале
Париж 1900 года: город на сцене

Пари ж
До 17 августа

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+