18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Городские мифы стали реальными росписями в Альметьевске

Проект уличного искусства «Сказки о золотых яблоках», создающий на стенах домов новый городской эпос, представлен в татарском городе с населением 150 тыс. человек

В программе участвуют больше 20 художников из разных городов России и разных стран. Они, по замыслу кураторов петербургского Института исследования стрит-арта, помогавших реализовывать проект, создают не просто объекты искусства — скульптуру, монументальные росписи на брандмауэрах высотных жилых зданий, — но рассказывают об истории этих мест, о людях, которые здесь живут.

Название инициативе дала татарская сказка «Семь золотых яблок», сюжет которой, по сути, сводится к мысли о том, что главное богатство в семье — дети, то есть будущее любой страны.

До начала работы художников в Альметьевске, городе с населением 150 тыс. человек в Татарстане, было проведено масштабное антропологическое и фольклорное исследование. Группа из 12 экспертов ездила по краю, социологи, антропологи, фольклористы изучали историю, просили жителей поделиться старыми фотографиями, рассказами о жизни. Школьники писали сочинения о том, каким они видят свое будущее, свой город.

«Общались со всеми — от руководителей города до бабушек на скамеечках, — рассказал Никита Петров, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, руководитель исследовательской группы. — Потом рассказывали художникам, о чем думают люди, и художники решали, в какой сюжет это преобразуется».

По словам Наиля Магнова, генерального директора «Татнефти», группы компаний, по инициативе которой был запущен проект, задача сохранить свои молодые таланты давно стоит перед Альметьевском. «Но в целом проект намного шире — это не только паблик-арт, но и создание комфортной среды для творчества, — рассказал Наиль Маганов. — Планируем сделать большую студию мультфильмов, для чего начинаем масштабное обучение школьников компьютерной графике и дизайну. И конечно, хотим иметь свою картинную галерею».

Живописная часть проекта «Сказки о золотых яблоках» началась с серии рисунков на домах под названием «Әлифба/Азбука». Пять масштабных картин с изображением пяти букв татарского алфавита создавали киевский художник Дмитрий Fatum, Наталья Пастухова из Екатеринбурга, Гузель Гарипова и Рустам Кубик из Казани, Алексей Кислов из Севастополя и Роман Мураткин из Серпухова. Потом на улице Ленина установили скульптурную группу, выполненную петербургским скульптором Павлом Игнатьевым: молодой Габдулла Тукай, татарский поэт и переводчик, сидит на велосипеде, а в переднем багажнике у него расположился Шурале, сказочный персонаж из его знаменитой поэмы.

Художник из Ангарска Basil LIST создал диптих на двух боковых фасадах многоэтажного жилого дома по улице Нефтяников. Обе работы рассказывают о легендарном основателе Надыровской волости — рудоискателе Надыре Уразметове. Москвич Артем Стефанов расписал котельную: он создал на двух технических корпусах полотно «Теории происхождения нефти»: земные недра и космос смешиваются в его работе, превращаясь в единую субстанцию.

Несколько работ выполнили художники из Европы и Азии. Среди них, безусловно, выделяется работа известного мастера из Ирана Мехди Гаданьялу (Mehdi Ghadyanloo). В Тегеране он нарисовал более 100 картин на стенах домов, его картины-иллюзии пользуются популярностью в Европе и США. В Альметьевске, как рассказал Мехди, он сделал работу «В будущее» по мотивам рассказов школьников о том, каким они хотели бы видеть свой город.

Греческий художник Димитрис Таксис написал картину «Соседи», используя для сюжета рассказ, присланный на конкурс одним из начинающих авторов. А его земляк Fikos нарисовал на стене жилого дома сцену из национальной татарской сказки «О золотой птице» — на картине, выполненной в технике византийской фрески, богатырь сражается с драконом, отрубая одну за другой драконьи головы. Тут разразился скандал: жители дома, на котором появилась фреска, начали громко возмущаться тем, что на их доме нарисована огромная зеленая рептилия, которой им теперь придется любоваться каждый день. Некоторые даже просили художника прекратить работу. Кураторам проекта пришлось вмешаться и уговаривать несогласных умерить свой пыл.

«Нужно было больше общаться с горожанами, — соглашается Никита Петров. — Попробуем это исправить, проект живой, он допускает изменения. Будем говорить о художниках, о литературной основе работ, возможно, добавим к рисункам короткие тексты».

По опыту специалистов исследовательской группы, прежде чем произойдет полное приятие и встраивание в структуру города, должно пройти года два-три — объект обрастает своей мифологией, которая позволяет жителям чувствовать себя комфортнее в новой для них среде. Кураторы уже планируют программу на следующий год и готовят для художников новые площадки.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+