18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стрит-арт прорвался сквозь границы

Новый сезон в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге открылся выставкой «Через границы/Сквозь ограничения». На третий год работы музея, разместившегося на территории действующего Завода слоистых пластиков, выставочное пространство в удаленной от центра города промзоне окончательно полюбилось самым разным людям. Новое городское место становится все лучше и удобнее для посетителей, однако художественная составляющая закономерно отходит при этом на второй план.

Интернациональный выставочный проект, посвященный модной нынче теме миграции, курировал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Всего в выставке приняли участие 18 художников и арт-групп, прежде всего стрит-артисты, но также фотографы, документирующие скитания беженцев или линии границ. Временная экспозиция музея каждый раз обновляется, и поверх старых росписей здесь возникают новые. Там, где в прошлом году во всю стену бывшей заводской котельной развевался черный флаг с директивным «Назад нельзя!» работы Тимофея Ради, появилось «Непонятное» Кирилла Кто — перечисленная яркими цветами фраза «Не понимаю» на разных языках. Выступление известного граффитиста в непривычно большом для него формате вызвало непроизвольные ассоциации с плакатами и лозунгами первомайской демонстрации в изображении воспитанников детского сада. Еще одна крупномасштабная работа выполнена художниками Gaia & Mata Ruda, она называется «Если столица может переехать так легко, почему тела не могут?» и представляет с художественной точки зрения станковую живопись невысокого качества, всего лишь увеличенную до монументальных размеров.

Такое упрощенное понимание темы характерно для подавляющего большинства работ выставки, притом что социальные и политические вопросы, вызванные наплывом в Европу беженцев из стран арабского Востока, остаются одними из самых острых и неоднозначных. Однако нескольким участникам выставки удалось найти в проблеме миграции настоящие болевые точки. Хорошо известно, что современные художники разделяют левые политические взгляды, однозначно приветствуя беженцев, но прибывающие в зажиточную Европу мигранты вовсе не собираются вместе с левыми свергать власть капитала. Наоборот, они заинтересованы в поддержании статус-кво и личном благосостоянии, большинство хочет обрести там новый дом взамен утраченного в результате войн. Художники из группы SpY сложили стену из пустых бочек, образующую трехцветную надпись Crisis, они же разместили баннер с надписью Go Home во всю высоту трубы котельной. Другое воззвание сделал итальянец Филиппо Минелли, написав на стене заводского корпуса Nobody cares about a revolution. Выделяется работа корейской художницы Джазу Янг «Точки» — это отпечатки пальцев, оставленные мигрантами вместо подписи на документах с помощью алых чернил (использованы корейские чернила инжу), которые сверху донизу заполняют побеленную стену.

Подобные выразительные произведения могли хотя бы стать артистическими аргументами в проходивших на музейной площадке дискуссиях, притом что в первой из них участвовали крайне правые отечественные публицисты — философ Александр Секацкий и писатель Захар Прилепин, шокировавшие высказанными идеями публику. Впрочем, далеко не все из посетителей Музея стрит-арта, которые прибывали в течение дня, были активны в обширной дискуссионной и культурной программе. Просмотру фильма Леонида Парфенова «Русские евреи» или слушанию «суда над стрит-артом», устроенного режиссером фильма «Потрачено ли» Юрием Квятковским, многие предпочитали отдых на лужайке с бургером и коктейлем под звуки диджеевских сетов.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+