18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Запоздалый успех Франческо Моки

№67
Материал из газеты

Исчерпывающий рассказ о недооцененном итальянском скульпторе, оставшемся в тени прославленного Бернини

Имя Джованни Лоренцо Бернини упоминается уже в самом названии новой книги Эстель Линго, а Микеланджело описывается в тексте как важнейший предшественник Франческо Моки (1580–1654), главного героя этого исследования. Когда-то знаменитый историк архитектуры Рудольф Виттковер заявлял, что ранняя работа Моки — мраморная скульптурная группа «Благовещение» из собора города Орвието, созданная в то время, когда скульптору не было и 30, «подобна фанфарам, пробуждающим ото сна саму скульптуру».

Наряду с анализом главных произведений Моки, Линго прослеживает влияние на него ряда художников: Франческо да Сангалло, Баччо Бандинелли, Джамболоньи и самого Микеланджело. Она не только обсуждает их мраморные скульптуры, системы обучения и клиентуру, но и представляет историографию итальянской скульптуры XVI века. Читатель полнее оценит новые пути, которыми шел Моки, и особенности его творчества.

Несомненно, скульптурное «Благовещение» — захватывающее драматическое произведение. После обучения в Риме у Камилло Мариани для Моки это был первый независимый заказ (возможно, до того, как полагает Дженнифер Монтегю, он работал под руководством скульптора Джованни Баттиста Каччини во Флоренции). Линго упоминает многих предшественников автора великолепного «Благовещения», включая античных скульпторов, Микеланджело и Стефано Мадерно; эти параллели выглядят вполне убедительно. 

Две другие известные работы Моки — бронзовые конные статуи Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро, установленные на главной площади у собора в Пьяченце. Заказанные в 1611 году, они были завершены только в 1629-м. Эти скульптуры соперничают с конными статуями Гаттамелаты работы Донателло и Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо в Падуе и Венеции соответственно. Исследуя этот заказ, Линго попутно изучает традиции конных статуй в Италии и техническое мастерство, которое выказывал Моки при отливке памятников. «Фанфары Моки», о которых говорил Виттковер, здесь можно слышать и видеть: на ветру шевелятся гривы лошадей, а мощные всадники утверждают свою власть на городской площади.

Пятиметровую фигуру святой Вероники Моки изваял для центральной части собора Святого Петра в Риме. Здесь автор вновь проявил изобретательность в резьбе по мрамору и придании эффекта движения. Линго разбирает историю создания скульптуры, а также ее возможные художественные источники, включая так называемую античную «Нимфу» и фигуры с картин Сандро Боттичелли. Заодно она подробно анализирует три другие фигуры, установленные тут же и созданные современниками и соперниками Моки: Бернини, Франсуа Дюкенуа и Андреа Болджи.

Впечатляющее мраморное изваяние Иоанна Крестителя, над которым Моки, очевидно, работал с 1629 года с целью замены фигуры, сделанной Пьетро Бернини, в капелле Барберини в базилике Сант-Андреа делла Валле в Риме, находится теперь в Хофкирхе в Дрездене. Обстоятельства заказа этой статуи и отказа от нее не вполне ясны, но позже ее приобрел Август Сильный, курфюрст Саксонии, что демонстрирует тонкий вкус немецкого правителя. 

Поздние произведения Моки более спорны и, возможно, ниже качеством, чем ранние шедевры. Однако исследователь отстаивает тот взгляд, что мраморные фигуры святых Петра и Павла для базилики Сан-Паоло фуори ле мура были намеренно стилизованы под старину. Скульптурная группа «Крещение Христа», созданная для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини в Риме, не слишком велика по размеру; по мнению Линго, тела персонажей здесь отличаются жилистостью, что не похоже на мускулистые формы, свойственные Микеланджело. Необычная скульптура апостола Фаддея, предназначенная для собора в Орвието, осталась незаконченной. Будучи примером особого стиля Моки, она все же лишена легкости его ранних работ. 

В издании много качественных иллюстраций, есть большой библиографический аппарат. Монография дает исчерпывающее научное представление о творчестве Моки и при этом рисует великолепную картину расцвета скульптуры в Тоскане и Риме эпохи барокко. 

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+