О роли руин в российской истории

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Особое отношение к развалинам привело к тому, что у нас почти не осталось исторических памятников

Шёнле А. Архитектура забвения: Руины и историческое сознание в России Нового времени / Пер. с англ. А. Степанова. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 360 с.
Шёнле А. Архитектура забвения: Руины и историческое сознание в России Нового времени / Пер. с англ. А. Степанова. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 360 с.

Великий Николай Гоголь, описывая в «Мертвых душах» разрушающееся хозяйство Плюшкина и великолепие развалин форума в «Риме», на самом деле говорил об отсутствии у русских исторического чувства. Гоголь был не единственным, кто пытался выразить ощущение пустоты и страха русского человека из-за отсутствия у него надежной исторической основы. Вот и Петр Чаадаев писал в 1829 году о «бесприютности и неукорененности российской культуры».

С памятниками древнего зодчества в России обходились без особых церемоний — традиций их восстановления, реконструкции или тем более реставрации не существовало. Лондонский профессор Андреас Шёнле приводит историю Десятинной церкви в Киеве. Одна из главных святынь русского православия, сооруженная князем Владимиром в 996 году, она начала разрушаться уже в XIII веке, во время монгольского нашествия. А к XIX веку Десятинная церковь превратилась в груду живописного хлама. В конечном счете ее снесли, несмотря на заступничество министра просвещения Сергея Уварова, считавшего, что «руины должны сохраняться и сберегаться в том состоянии, в каком были найдены», для расчистки под новый собор, спроектированный Василием Стасовым. «Красота церкви считалась не зависящей от ее древности. Пока церковное здание сохраняет свою святость, оно продолжает оставаться той же самой церковью, независимо от того, насколько радикально его перестраивали», — констатирует Шёнле.

Мстислав Добужинский. «Поцелуй». 1916. Фрагмент. Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»
Мстислав Добужинский. «Поцелуй». 1916. Фрагмент.
Фото: Издательство «Новое литературное обозрение»

А в главе, посвященной эстетическим и политическим моментам в романтической моде на руины, автор приводит слова из знаменитой книги маркиза Астольфа де Кюстина, заметившего, что «здесь так же невозможно определить подлинность священных камней, как и достоверность слов и документов. В каждое новое правление исторические здания преображаются заново, словно бесформенная глина, по воле государя…» Ситуация эта стала меняться в СССР лишь после Великой Отечественной, когда Ленинград восстанавливали ускоренными темпами — гораздо быстрее, чем города во Франции, Британии или Германии. «В отличие от этих стран, где была принята политика совмещения реконструкции и новых построек в зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая, ленинградцы оставались верны принципу точной факсимильной реконструкции». Именно она, названная историком Лизой Киршенбаум «государственным принуждением к забвению», определила нынешний облик не только исторического центра Санкт-Петербурга, но и состояние дворцов-музеев в Петергофе, Царском Селе, Гатчине и Павловске. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+