Галерея «Центр искусств. Москва» и галерея «Веллум» (Москва, ул. Волхонка, д. 15, комплекс храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, д. 37) при поддержке Российского фонда культуры и Федерального агентства по туризму РФ открывают выставку работ Бориса Смирнова-Русецкого (1905–1993), художника, ученого, мыслителя, визионера и участника легендарной группы «Амаравелла».
На выставке будет представлено более 100 произведений Смирнова-Русецкого, в том числе ранние работы 1920-х годов, периода «Амаравеллы», знаменитый цикл «Прозрачность», работы из «Алтайской серии», произведения, посвященные Валааму, полотна, созданные в период ссылки в Северном Казахстане, из российских музейных и частных собраний, среди которых коллекции руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, руководителя «Центра искусств. Москва» Андриана Мельникова, Василия Малышева (Уфа), Якова Уринсона, Юрия Борзыкина (Москва).
Борис Алексеевич Смирнов, ставший известным под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. После переезда семьи в Москву учился в гимназии «Петерпаульшуле». В 1922 году поступил в Московский инженерно-экономический институт (это отклонение от стези профессионального художника в будущем помогло отстраненному не по своей воле от живописи Смирнову-Русецкому выжить). Художественная одаренность и поддержка родственников, тесно связанных с миром искусства, позволили ему открыть для себя путь живописца и рано определить собственные творческие ориентиры: Николай Рерих, Василий Кандинский и Микалоюс Чюрлёнис.
В начале 1920-х годов Борис Смирнов-Русецкий знакомится с художником Петром Фатеевым. Их встреча в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» — наиболее значительного объединения русских художников-космистов. К 1923 году относится начало переписки Смирнова-Русецкого с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. В ней художники обсуждали философскую, духовную и религиозную основу творчества. Тогда же, в 1923 году, после выставки в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина), на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого, состоялось его знакомство с художниками Александром Сарданом (Барановым) и Верой (Руной) Пшесецкой, в 1927 году также вошедшими в «Амаравеллу».
В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Николаем Рерихом. Тогда же происходит уже окончательное становление группы «Амаравелла», творческим идеям которой художник не изменил до конца жизни. По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во Вхутемас, где учится на отделении графики у Николая Купреянова, Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. В 1927–1928 годах работы Смирнова-Русецкого были представлены на выставках в Нью-Йорке и Чикаго, до этого художник экспонировал свои картины на выставке «Маковца» во Вхутемасе.
1920-е годы стали для Бориса Смирнова-Русецкого самым плодотворным периодом, полным замыслов, планов и прозрений. Именно тогда в его творчестве возникли многие важные темы-циклы, в том числе «Прозрачность» и «Космос». Гораздо позже, в 1950–1970-е годы, художник возвращался к тому, что открылось ему в начале творческого пути, восстанавливал по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы.
К концу 1920-х назревает конфликт между художниками «идеалистического» направления, к которым относился Смирнов-Русецкий, и формалистами и «ахровцами». С этого момента работать становится все сложнее, а участвовать в выставках — практически невозможно. Борис Смирнов-Русецкий продолжает создавать картины для себя, их видит только небольшой круг единомышленников. В 1941 году художник был арестован. Приговор — десять лет лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году — амнистия и реабилитация. После освобождения художник восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги. Это самые пронзительные и сказочные его работы маслом.
«Космизм» в русской живописи не связан напрямую с исследованием космоса, хотя Николай Рерих, Константин Богаевский, Борис Смирнов-Русецкий разрабатывали это направление именно тогда, когда совершал свои открытия Константин Циолковский. В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, написанных в напряженной обстановке художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, впитавших в себя наследие русского символизма, создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.
Открытие выставки состоится 9 октября в 19:00.
Подробнее на http://vellum.ru/
Центр фотографии имени братьев Люмьер открывает для российской публики имя выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера. Работы на московскую выставку специально отобраны из его архива. В экспозицию вошли черно-белые фотографии общественных зданий, офисов и частных домов, снятые в период с конца 1930-х, в начале фотокарьеры мастера, по 1970-е. Музей Соломона Гуггенхайма, Музей американского искусства Уитни, небоскребы Манхэттена, терминал авиакомпании TWA в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке, знаменитый Дом над водопадом в Пенсильвании, культовая постройка ХХ века — капелла в Роншане и многие другие знаковые архитектурные сооружения эпохи модернизма в объективе одного из самых влиятельных архитектурных фотографов будут представлены на площадке Центра фотографии на «Красном Октябре».
На протяжении многих лет Столлер работал с пионерами современной американской архитектуры, такими как Марсель Бройер, Луис Кан, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Пол Рудольф. «Столлеризировано» (Stollerized) — так архитекторы между собой называли архитектуру, попавшую в объектив Эзры Столлера.
Получивший начальное архитектурное образование и окончивший факультет индустриального дизайна Нью-Йоркского университета, Столлер начал свою карьеру с фотографирования архитектурных макетов сокурсников. Довольно быстро поняв, что в фотографии он может добиться гораздо большего, чем в архитектуре, он сделал выбор в пользу двухмерного пространства.
Столлер много работал по заказам журналов, архитектурных компаний и больших корпораций. Его фотографии, опубликованные в том числе в Architectural Record, Architectural Forum, Fortune и House Beautiful, внесли весомый вклад в популяризацию нового направления. Эзра Столлер стал первым фотографом, который в 1961 году получил золотую медаль Американского института архитектуры с формулировкой «За формирование нашего восприятия современной архитектуры».
Приглашенный архитектор выставки — Юлия Наполова (P.S. Culture). В рамках выставки Центр фотографии реализует обширную образовательную программу: лекции, дискуссии, кинопоказы и регулярные кураторские экскурсии.
Подробнее на http://www.lumiere.ru/
По материалам пресс-релизов.