18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ни отдать, ни взять

№67
Материал из газеты

Передача музейных зданий во владение Русской православной церкви — процесс всегда сложный, требующий только взвешенных решений

Светская общественность считает, что церковь стремится забрать себе как можно больше исторических зданий, а священнослужители все чаще сетуют на то, что государство не против расстаться с обязанностью содержать памятники. Однако события последних месяцев подтверждают, что каждая подобная смена владельца имеет свои особенности и однозначного решения — отдавать или не отдавать музейное здание церкви — быть не может. Каждый раз надо искать разумное и часто, но не всегда, компромиссное решение. Вот свежие примеры.

Михаил Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, считает свои отношения с приходом, расположенным на территории музея, «конструктивно-продуктивными», а протоиерей Леонид Калинин, древлехранитель Московской городской епархии, назвал их «содружеством и соработничеством». Достигнуть такого взаимодействия было нелегко. Миндлина, бывшего директора Государственного центра современного искусства и еврея, консервативная часть прихода встретила враждебно. Серьезная же претензия заключалась в том, что духовенству негде проводить богослужения.

По новой концепции развития музея, после того как ему будут предоставлены здания за пределами Спасо-Андроникова монастыря, в освободившихся помещениях, оборудованных всем необходимым для хранения и демонстрации художественных и религиозных ценностей, появится возможность устроить епархиальный музей — древлехранилище. Также, рассказывает Миндлин, он предпринял все необходимые действия, чтобы в церкви Архангела Михаила и Трапезной Евдокии Лопухиной можно было проводить службы. Но в старейшем московском храме — Спасском соборе, где сохранился небольшой фрагмент росписи Андрея Рублева, служить по-прежнему невозможно.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник с 1989 года начал передавать свои здания и территории церковным организациям — приходам и монастырям. Четыре года назад в Кириллове и Ферапонтове были разрешены службы с мая по сентябрь по воскресным дням и праздникам. Но, как написано в «Концепции развития Кирилло-Белозерского музея-заповедника на 2019–2029 годы», «в июне — июле 2018 года Кирилловский монастырь, затем Ферапонтовский приход и Вологодско-Кирилловская митрополия уведомили нас, что они заявляют свои претензии на пять объектов музея: в Кириллове — стены Ивановского монастыря и Братские кельи, в Ферапонтове — Надвратные церкви, Казенную палату и церковь Мартиниана».

Примечательно, что вопрос о передаче стен Ивановского монастыря четыре года назад уже рассматривался на совещании в Росимуществе. Тогда Хозяйственное управление РПЦ, контролирующее расход средств, выделяемых государством на содержание памятников, финансировать реставрацию стен отказалось. 

Что касается церкви Мартиниана, то она пристроена к стене собора Рождества Богородицы — одного из шедевров древнерусского искусства, расписанного в начале XVI века Дионисием. Сохранность храмов требует соблюдения строжайшего температурно-влажностного режима. «Единственный вариант сохранения росписей в церкви Мартиниана возможен при совместном использовании храма музеем и РПЦ, что и происходит в настоящее время на протяжении уже четырех лет», — заявляют музейные сотрудники. В остальных случаях передача по разным, вполне хозяйственным, причинам также невозможна. Пока решения о передаче не приняты.

Еще одно событие, поразившее общественное воображение, — создание в Сергиевом Посаде «православного Ватикана». Однако сведения об этом противоречивы. Еще в апреле о реорганизации города говорил патриарх Кирилл. «Хотел бы сказать о той идее, которая постепенно стала формализоваться и приобретать вид уже конкретных предложений относительно возможной, очень существенной реорганизации города Сергиева Посада. Предложения стали поступать, в том числе в мой адрес, из разных источников», — процитировало РИА Новости предстоятеля Русской православной церкви. 

К тому времени конструкторское бюро «Стрелка» по заказу компании «Дом.рф» уже несколько месяцев работало над концепцией развития Сергиева Посада «как духовного центра России». Но в августе стало известно, что за разработку другого плана масштабной реконструкции города отвечает Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, главой которого является протоиерей Леонид Калинин, противник «бездарных произведений, которые возникли в советский период». Русская служба Би-би-си ознакомилась с планом РПЦ по перестройке Сергиева Посада, предусматривавшим значительный снос в центре города. 

На следующий день все тот же прото­иерей Калинин назвал информацию о сносе «вражеской», написанной «совершенно некомпетентными людьми», и объяснил, что речь идет только о том, «чтобы максимально проявить историко-культурную суть этого города, нашей жемчужины». Средства массовой информации выступление протоиерея словно не заметили и продолжали информировать о разрушительном «православном Ватикане».

Евгений Соседов, председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), рассказал TANR, что план РПЦ ему «дали посмотреть», что готовящиеся к сносу дома советского времени относятся к 1920–1930-м годам и часто строились по дореволюционным проектам, что многие из них имеют мемориальную ценность, поскольку связаны с жившими там расстрелянными священниками, признанными новомучениками.

В последние дни появилась информация, что Сергиев Посад все же будет меняться по проекту «Стрелки». Видимо, и это решение еще не принято. Борьба за заказ на «православный Ватикан» продолжается. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+