18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Ретроспектива Владимира Сальникова «Спасение пространств» открывается в Москве

№67
Материал из газеты

В ММОМА показывают более 200 работ, созданных одним из гуру московской художественной жизни за 35 лет творчества: живопись, графику и видео

«Мы путешественники, мы путешествуем» — это утверждение Владимира Сальникова (1948–2015) емко описывает его философию как человека и художника. Будь то будничний поход в магазин или путешествие по Индии, все нужно разглядывать, быть открытым впечатлениям на своем пути. Художник должен тонко чувствовать мир и полноценно проживать в нем каждый миг. 

Выпускник Московского полиграфического института, затем преподаватель рисунка в своей альма-матер в 1972–1982 годах, живописец, график, педагог, художественный критик, автор двух анимационных фильмов, Сальников был не только яркой фигурой московской художественной жизни с конца ­1960-х, но и учителем для многих молодых художников и критиков. 

Так же разнообразен он в своих экспериментах. В его наследии — абстрактные композиции, экспрессивные портреты, графика, ироничные постмодернистские серии о персонажах-роботах, интерактивные мультимедийные инсталляции. Широта увлечений Сальникова определенно создает трудности искусствоведам: он не вписывается в какое-либо направление. Но едва ли в этом есть необходимость — куда важнее именно многогранность тем и оригинальность их интерпретаций художником.

На выставке в Московском музее современного искусства — первой посмертной ретроспективе Сальникова — более 200 работ за 35 лет творчества: живопись, работы на бумаге, тиражная графика и видео, сгруппированные кураторами Леонидом Бажановым и Ириной Горловой не хронологически, а по темам, к которым художник возвращался постоянно: «Порождение рисунка», «Художник и модель», «Пространство картины», «Спасение пространств». 

Последний раздел, как и выставка, получили свое название от одноименной инсталляции, сделанной и показанной в 1995–2000 годах в легендарной «TV Галерее» Центра современного искусства на Якиманке — первом выставочном пространстве постсоветской России, посвященном искусству новых медиа. Сальников  установил там телевизоры и вел проповеднические «лекции» в прямом эфире о том, как поменялась жизнь человека с появлением телевидения. Выполненная с большой иронией, сейчас эта работа воспринимается вполне серьезно и даже пророчески. 

В раздел «Художник и модель», помимо одноименного проекта, вошли и другие  серии. Одна из них — «100 изображений женщины». В основном это узнаваемые героини московской художественной жизни: художницы, искусствоведы. Сальников любил писать именно женщин, потому что, как сам говорил, работать с ними легче: они трепетнее относятся к тому, как выглядят в глазах других, и художник для них свое­образное зеркало. Еще одна, «10 000 левых женских ушей», — не имеющий аналогов вид «портрета» у Сальникова. Это акварели малого формата, которые художник тоже, как и все, писал с натуры, но не «лик», а только мочки ушей своих моделей, приходивших к нему в одно и то же время, для того чтобы освещение каждый раз было одинаковым. 

Процесс работы сопровождали беседы на самые разные темы, от житейских до философских. Собранные вместе, эти рисунки на первый взгляд кажутся не то натурными штудиями, не то заметками фетишиста. Но при вдумчивом рассмотрении они обнаруживают завораживающее разнообразие и красоту окружающего мира, красоту, которой этот мир награждает художника за чуткость и внимательность к нему.

Московский музей современного искусства
Владимир Сальников. Спасение пространств
27 сентября – 28 октября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
3
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+