18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Премьера фильма «ВоваНина» о художниках Владимире Сальникове и Нине Котел состоится на фестивале ARTDOCFEST

Воспоминания кураторов, критиков и друзей открывают новый взгляд на личность художника, ушедшего из жизни два года назад

«Художник не должен влюбляться в другого художника!» — с этой мантры, которую трижды повторяет Марина Абрамович, начинается фильм Наталии Назаровой «ВоваНина» о художниках Владимире Сальникове (1948–2015) и Нине Котел, снятый при участии Киностудии им. Горького. В следующей сцене на экране появляются главные герои, каждый из которых признается в том, что он художник. История любви — одна из главных линий в этом фильме, и она тем драматичнее, что нам известно, что одного из этой пары нет с нами уже два года. Наверное, одна только их love story могла быть экранизирована и обязательно стала бы кинобестселлером. И все же любовной линией фильм далеко не исчерпывается, она вливается в общий поток воспоминаний друзей и коллег, в которых возникает образ художника, далеко не всегда очевидный для окружающих.

Владимир Сальников — эпатажный художник, нежный и ранимый человек, любящий муж, преподаватель, философ, каждая из сторон его личности вырисовывается с неожиданной стороны из уст кураторов, критиков, художников: Виктора Мизиано, Леонида Бажанова, Богдана Мамонова, Кары Мискарян, Сандры Фриммель, Людмилы Луниной, Ирины Горловой и еще многих, кому он был дорог. «Я не могу о нем говорить в прошлом. Он живет и любит сейчас… Мне говорили, что он как будто в меня вселился», — говорит Нина Котел, рассказывая о том, как они прожили 35 лет. Казалось, они всегда были вместе: яркая пара часто появлялась на вернисажах, нередко они устраивали и совместные выставки. О многом говорит и факт, что эти 35 лет они не уставали каждый день говорить об искусстве. ВоваНина, наверное, давно стали единым существом, про которых говорят: неразлучники, — но один из них почему-то ушел раньше другого. Нина рассказывает, что всегда думала, что они проживут вместе до 80 лет и умрут в один день, разбившись где-то в Гималаях.

«Остаться инфантильным, капризным, волюнтаристичным и шизоидным, вести себя как примадонна, то есть оставить право быть регрессивным — это и есть для меня искусство», — этот мем, изобретенный самим художником, многое, хотя далеко не все, объяснял в нем. Герои его картин часто оказывались в весьма неудобном положении, как в известной картине, где две женщины: Нина Котел и Сандра Фриммель, — одна из которых обнажена, а другая одета, существуют в причудливом немом диалоге. Часто в неудобном положении оказывались и организаторы выставок. На выставке в российском посольстве в Таллине Сальников собирался показать свою серию «Автогерманец и его пес», посвященную Гитлеру и роботам, чем сильно фрустрировал дипломатических работников. «Неудобный художник», по словам Леонида Бажанова, он делал в своих работах «что-то чудовищное, что рушило все представления», оставляя «погром в поле одной картины». Он работал во внестилевом пространстве, хотя этот «внестиль» совершенно отчетливо попадал в поле постмодернизма. Сюрреалист, по его словам, всегда прорывался в нем сквозь рассудочность. Кажется, он просто больше других чувствовал абсурд этого мира и делал все, чтобы его почувствовали и другие. Возможно, как доктор, он прописывал в качестве терапии абсурд от излишней прагматики — «терапевтично» было одно из его характерных выражений.

Сальников и женщины — еще одна глава этой пьесы. Он рисовал женщин постоянно. Его женские портреты парадоксальны и открывают в женщине что-то такое, чего она сама о себе не подозревала. В этом смысле самой его заметной работой стала серия «Десять тысяч левых женских ушей», которую он начал делать в 1990-е годы. Известные кураторы, художницы, критикессы изображены с совсем неожиданной стороны, причем у каждого портрета сохранилась индивидуальность. Эта серия не только позволяет нам удивиться разнообразию природы, но увидеть, что, по словам Сальникова, «в наше время не существует цельных объектов». Для кого-то он был троллем и провокатором, для кого-то нежным и талантливым человеком. Неудобный художник, муж, друг, но, по словам Леонида Бажанова, «это счастье дружить с таким человеком и иметь такого мужа». Его последней картиной стал автопортрет в образе Пиноккио, который удивительно правдиво поставил точку в его сложной биографии. Противоречивый характер, возможно, мешал ему в жизни и в карьере, хотя, как сказал Виктор Мизиано, многое из того, что он сделал, сейчас «начало подниматься». Скорее всего, случай Сальникова из тех, когда художника по-настоящему открывают после смерти, более внимательно обращаясь к тому, что он сделал. В 2002 году на фестивале в Оберхаузене показали его фильм, где на лица Вовы и Нины проецировалось изображение тигров. Встречая его на фестивале, многие узнавали его «без маски», приветствуя: «Хелло, тайгер!» В фильме Наталии Назаровой есть возможность разглядеть настоящее лицо художника, скрытое за маской зубоскала и чудака.

Премьера состоится 8 декабря в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» в зале № 1.

Материалы по теме:
Понимаешь ли, Володя...
Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+