Власти Берлина не разрешили построить реплику Берлинской стены

Реконструкция советского периода планировалась с 12 октября по 9 ноября в рамках амбициозного проекта «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского. Однако организаторы столкнулись с непреодолимыми бюрократическими препятствиями

Кадр из фильма «Дау» Ильи Хржановского. Фото: Gruber
Кадр из фильма «Дау» Ильи Хржановского.
Фото: Gruber

Плану российского кинорежиссера и художника Ильи Хржановского воскресить в октябре в центре столицы Германии Берлинскую стену не суждено осуществиться: муниципальные и государственные власти заявили, что не смогли выдать необходимые разрешения.

В рамках проекта «Дау» планировалось окружить репликой стены один из кварталов в центре Берлина на четыре недели, с 12 октября по 9 ноября. Для входа на территорию, граничащую с центральным бульваром города, Унтер-ден-Линден, посетителям нужно было бы получать специальную «визу» в обмен на мобильный телефон. Организаторы обещали, что это будет «пространство особого опыта». Хржановский привлек к участию в своем проекте таких выдающихся деятелей культуры, как Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack. Копию стены собирались «зрелищно» разрушить 9 ноября — в день 29-летия с момента падения оригинала.

Помимо бюрократических проволочек, «Дау» столкнулся с сопротивлением со стороны активистов правозащитного движения, в том числе Конрада Вайса — писателя и в прошлом представителя Партии зеленых. Вайс, бывший житель Восточной Германии, написал открытое письмо, в котором назвал саму мысль о возведении новой Берлинской стены «невыносимой, даже если речь идет о нескольких днях», и обвинил проект «Дау» в «тривиализации преступлений коммунизма».

Но Хржановскому удалось заручиться и влиятельными сторонниками, в числе которых министр культуры ФРГ Моника Грюттерс. «Я была очень разочарована, узнав, что проект в Берлине на данном этапе не получится реализовать, — заявила она. — Мне хотелось бы большей открытости. Только те, кто осмеливается экспериментировать, кто готов бросить вызов существующим ограничениям, способствуют прогрессу и являются авангардом в самом положительном смысле этого слова».

Контролировать осуществление проекта «Дау» должна была Berliner Festspiele — организация, которая управляет музеем Мартин-Гропиус-Бау. В статье, опубликованной в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, директор компании Томас Оберендер выразил обеспокоенность как критикой проекта, так и полученным им по электронной почте письмом из транспортного управления Берлина, в котором его уведомляют о невозможности выдать необходимое разрешение. «Если премьера „Дау“ не состоится в Берлине, вскоре этот проект окажется в какой-нибудь другой точке мира», — написал он.

Хржановский и его команда смонтировали 13 полнометражных фильмов и несколько сериалов из более чем 700 часов пленки, отснятой за четыре года. Начиная с 12 октября эти фильмы должны были демонстрироваться в Берлине под общим названием «Свобода». Команда Berliner Festspiele сообщала, что это будет «встреча с иной реальностью, созданной гигантской инсталляцией». Специальное устройство показывало бы посетителям перформансы Абрамович и Карстена Хеллера, а также концерты российского дирижера греческого происхождения Теодора Курентзиса.

Мероприятие в Берлине должно было стать частью долгожданного кинопроекта Хржановского «Дау» — многосерийного фильма о советском физике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау, который режиссер снимал с 2007 по 2011 год в Харькове. Декорации Харьковского физико-технического института, где Ландау работал в 1930-х годах, были возведены на месте заброшенного бассейна «Динамо», а их площадь превысила 6 тыс. кв. м. Проект c самого начала реализуется при финансовой поддержке Phenomen Trust, основанного российским бизнесменом Сергеем Адоньевым.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+