18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первое в истории произведение архитектуры?

№66
Материал из газеты

Ученые полагают, что возведение храма в Гёбекли­-Тепе требовало достаточно сложной социальной организации, наличие которой может свидетельствовать о зарождении классового общества и патриархата

Расположенный на юго-востоке Турции 12-тысячелетний комплекс Гёбекли-Тепе считается самым древним в мире храмом. Возведенный в период докерамического нео­лита, он появился прежде возникновения письменности и изобретения колеса, на тысячи лет раньше Стоунхенджа и египетских пирамид. На заседании комитета ЮНЕСКО, проходившем в Бахрейне в середине лета, этот комплекс ожидаемо был внесен в список объектов всемирного наследия. В связи с чем возникает вопрос: можно ли рассматривать его как первое в истории произведение архитектуры?

Гёбекли-Тепе — искусственный холм площадью 8 га, расположенный неподалеку от современного города Урфа, столицы турецкой провинции (ила) Шанлыурфа. На территории комплекса располагается около двух десятков наполовину утопленных в землю построек округлой формы, некогда покинутых людьми. Наиболее сложная из здешних структур представляет собой кольцо Т-образных монолитных колонн с двумя более крупными в центре, высотой 5 м. Они служили не только опорой для крыши, но и являлись абстрактным изображением человеческих фигур, бывших частью неизвестной нам системы верований. Эти элементы носят еще и скульптурный характер: они покрыты рельефами с изображением животных.

Самая большая из раскопанных к настоящему времени структур имеет размер 17 на 25 м, но результаты геотехнических исследований позволяют предположить, что под землей скрыты и более крупные сооружения. Наиболее ранние известняковые монолиты были добыты поблизости, а вот камни привезли позднее из отдаленных районов. Число участников подобной стройки должно было достигать нескольких сотен — и это в период, когда большинство социальных групп насчитывало не более 25 членов.

По-видимому, Гёбекли-Тепе построили охотники и собиратели, обитавшие в этих местах еще до нео­литической (сельскохозяйственной) революции, когда возникли первые по-настоящему оседлые поселения. И если долгое время считалось, что архитектура — продукт деятельности организованных обществ, то теперь возникло предположение, что, возможно, именно необходимость организовывать достаточно сложные социальные структуры, связанная со строительством подобного масштаба, способствовала появлению оседлого общества.

Определение архитектуры в археологии несколько шире, чем у профессиональных проектировщиков; оно включает в себя постройки, создающие искусственно ограниченное пространство, состоящие, например, из глинобитного кирпича, выровненного пола и прямых углов. Архитекторы же противопоставляют строительство — возведение простых убежищ, создающихся исключительно в практических целях, — архитектуре, для которой характерно наличие продуманного проекта, выходящего за рамки утилитарности.

Работающий на раскопках археолог и архитектор из Копенгагенского университета Мориц Кинцель говорит: «Строительство становится архитектурой не в силу своей монументальности, а благодаря наличию технических решений и осмыслению пространства. Архитектура — это особый тип мышления».

Кинцель утверждает, что в свете находок Гёбекли-Тепе нам следует отбросить споры о курице и яйце в части того, что касается первенства архитектуры или сельского хозяйства. Этот комплекс служит наглядным примером постройки переходного периода, когда архитектура возникала параллельно со складыванием более сложной социальной организации, производившей излишки и постепенно переходившей от сбора диких урожаев к регулярному сельскому хозяйству. Некоторые из самых ранних образцов окультуренной пшеницы были обнаружены именно в этом регионе, а на камнях Гёбекли-Тепе есть изображения собак — первого прирученного человеком животного.

«Наличие построек не обязательно свидетельствует о наличии постоянных поселений, — говорит Кинцель. — Монументальное строительство могло требовать от людей оставаться на одном месте дольше обычного, из-за чего они сталкивались с необходимостью справляться с новыми для них трудностями».

Ученые полагают, что Гёбекли-Тепе мог не только служить центром культа, но и обладать другими функциями. Здесь могли устраивать праздники, обмениваться товарами, искать партнеров и вести другую деятельность, которая так или иначе способствовала складыванию общей социальной идентичности. Возникновение архитектуры можно рассматривать как показатель зарождения классового общества и патриархата.

Отмечая, что Т-образные колонны Гёбекли-Тепе носят как функциональный, так и эстетический характер, исследователь архитектуры из Высшей технической школы Восточной Баварии (Регенсбург, Германия) Дитмар Курапкат, работающий вместе с Кинцелем, считает: «Не будет все же преувеличением использовать в применении к этим зданиям термин „архитектура“». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+