18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Видели ночь, гуляли всю ночь до утра»

Москва

В Москве 17 мая прошла акция «Ночь в музее», ее посетило около 1,3 млн человек — больше, чем в прошлом году, на 100 тыс. В мероприятии приняло участие 197 площадок. Это музеи, галереи, театры, усадьбы, парки, дома культуры, выставочные залы и детские школы. В рамках акции можно было даже посетить пивоваренную компанию и музей коньяка, где предлагали на дегустацию по 40 г. Каждая площадка пыталась подготовить нечто особенное: в ЦПКиО давали балет «Жизель» на свежем воздухе, в Третьяковской галерее на Крымском Валу гости слушали «Звуки театра» (оркестр Большого играл фрагменты из опер Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского). Помогали передвигаться по городу 50 красивеньких автобусов с логотипом «Ночь в музее». Приятные водители объясняли, что никого не забудут и, если кто не влезет, обязательно за ним вернутся в течение 20 минут. В отчете «Ночи в музее» говорится, что самой посещаемой площадкой стал Дарвиновский музей (15 893 гостя). Кураторы выставок, проходивших там на тот момент, говорят: «Это мероприятие не для слабонервных. Желательно готовить для него максимально вандалоустойчивые объекты». Выставки наполовину разрушены, но художники довольны. В Музее Москвы всем тоже было страшно весело — все плясали, фотографировались и отдыхали как могли.

Одним из самых курьезных событий музейной ночи стал «Ночной музейный поход – 2», который, как и в прошлом году, был организован лучшими городскими затейниками — командой Живиле Монтвилайте. Шествие, стартовавшее от Пушкинской площади к Парку искусств «Музеон», состояло из гусарского оркестра барабанщиц, Пушкиных, актеров, музыкантов, ряженых, а также нескольких ретроавтомобилей и двухэтажного красного автобуса. По пути следования маскарад останавливался у каждого музея: желающие бегло посещали экспозицию, а музейные директора с сотрудниками присоединялись к процессии. На Остоженке парад пополнился директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной в футуристической шляпке москвички будущего. Правда, ее белый хаммер попал в пробку. Однако энергичная директор пересела на более экологичный транспорт — велосипед, на котором догнала белый лимузин с гигантским фотоаппаратом директора МАММ Ольги Свибловой. Медленно и торжественно процессия доползла по московским пробкам до Музеона, где был дан завершающий концерт акции. - Алёна Лапина

Санкт-Петербург

С каждым годом «Ночь музеев» петербуржцы балуют вниманием больше и больше. Сейчас можно с уверенностью сказать, что майские массовые забеги в поисках прекрасного уже укрепились в формате долгожданных городских гуляний и по популярности не уступают Дню города или праздношатаниям выпускников на «Алых парусах». В отличие от последних, забивающих до отказа толпами Невский проспект и Дворцовую площадь, «Ночь музеев» традиционно охватила весь город и пригородные музеи-заповедники. В частности, в этом году впервые в рамках акции для доехавших в белых сумерках открыли двери такие далекие и близкие, как Приоратский замок в Гатчине и Большой дворец в Петергофе. Тем не менее основные программы и уже заявившие о себе лидеры «Ночи музеев» базировались в центре и на Петроградской стороне, а круглосуточная работа метрополитена сделала передвижение по городу не только удобным, но и вообще возможным, так как мосты над Невой никто не отменял, хотя их разводка вновь вошла в негласную параллельную программу акции, собрав тысячи поклонников вдоль набережных.

Как и в прошлом году, на первом месте по посещаемости был Артиллерийский музей, где прошли рыцарские поединки и реконструкции средневековых боев. Судя по тому, что в очереди отголосками только и слышалось «Это ж, как в «Битве престолов», принцип «развлекая, просвещай» вполне работает. Среди других лидеров опять лофт-проект «Этажи», Большой зал Филармонии, Музей Арктики и Антарктики и Балтийский дом. За флору и фауну вновь отвечали ботанический сад и зоопарк, за инциденты в первом — традиционные безбилетные перелазы через забор за цветочками и веселый бег от охраны.

Синонимом «Ночи музеев» для арт-сообщества уже четвертый год является театрализованная постановка куратора и критика Глеба Ершова в Музее петербургского авангарда. Ее всегда ждут, в ней многие принимают непосредственное участие. В прошлом году перформанс-грандиозарь «Труба марсиан» был номинирован на гран-при Премии Сергея Курехина — спектакль этого года тоже никто пропускать не собирался, тем более что в анонсированном «Семи способах смотреть на чудо» был задействован практически весь пантеон петербургского совриска. Во дворе музея вокруг импровизированной сцены по головам можно было составить справочник арт-сообщества Петербурга в лицах: художники, кураторы, галеристы, коллекционеры, ученые… Пожалуй, в одном месте они все собираются лишь здесь. Соберемся и в следующем году, а оттуда вновь отправимся видеть ночь, гулять всю ночь до утра. - Андрей Саков

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+