18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двести лиц Моисея Наппельбаума

История в лицах — благодатный способ разговора со зрителем. В последнее время его небезуспешно эксплуатирует Еврейский музей. Начав с проекта Десять знаменитых евреев Энди Уорхола, продолжает выставкой Моисей Наппельбаум. Ателье (в рамках московской Фотобиеннале-2014).

Портретная галерея отечественных политиков, ученых, деятелей театра, кино, изобразительного искусства и литературы представлена в витринах, напоминающих элементы игры «Тетрис». Дизайнеры экспозиции — неизменное бюро Form. Всего фотографий две сотни, только оригинальные авторские отпечатки. Именно такое количество куратор Мария Насимова отобрала из обширной коллекции кельнского галериста Алекса Лахмана. В Москве Моисея Наппельбаума (1869–1958) показывают редко — чаще в Германии и США.

Пройдя путь от провинциального контратиписта до знаменитого мастера фотопортрета, уроженец местечка под Минском «сделал сам себя». Наппельбаума не увлекали ни пейзажи, ни репортажные снимки. Неизъяснимо его манило лишь человеческое лицо. Родившись в семье со скромным достатком, поскитавшись по России и даже год пожив в Америке, в 1910 году Наппельбаум уже принимает клиентов в собственном фотоателье на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, а в 1918м делает первый официальный портрет вождя пролетариата Владимира Ленина.

Надоли говорить, что этот случай немедленно поднял Моисея Соломоновича по служебной лестнице со всеми вытекающими: предоставленной государством студией в московской гостинице «Метрополь», где тогда заседал ВЦИК, портретами Дзержинского, Луначарского, Коллонтай, Бонч-Бруевича, Троцкого, Радека, Зиновьева.

По его стопам пошла и дочь Ида, фотоработы которой также можно увидеть на выставке. Кстати, судьба ее была не столь безоблачной, как у отца. В 1951 году ее арестовали и сослали в лагеря, вдруг вспомнив, что в 1937-м «не добрали за знакомство с Гумилевым». С лесоповала в Озерлаге ее отпустили в 1954 году после смерти «отца народов». Выйдя на пенсию, Моисей Наппельбаум написал свои мемуары От ремесла к искусству.
Еврейский музей
Моисей Наппельбаум. Ателье

Москва
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+