18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее

№66
Материал из газеты

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников

Выставка, посвященная русской версии экспрессионизма, — размышление о путях и парадоксах искусства на шестой части суши в многоголосом ХХ веке. У тех, кого можно отнести к экспрессионистам, не было манифестов и даже отдельных выставок. Но для нынешнего показа легко нашлось 350 произведений почти 100 художников из нескольких музеев и частных коллекций. От живописи до литографированных книг и плакатов.

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели самые разные художники. Велик соблазн отсчитывать отечественный экспрессионизм от картин Николая Ге, но Русский музей предусмотрительно исчисляет его с Михаила Ларионова. Точнее, с «Парикмахера» (1907), колдующего над подбородком клиента. За ним следует «Дерево», в кроне которого замаскировано несколько фигур. «Дама в шляпе» Эдуарда Спандикова, где богатые желтые локоны контрастируют с фиолетовым головным убором, — это прямая перекличка с немецкими художниками группы «Мост». Понятно, что к экспрессионизму можно отнести ранних Давида Бурлюка, Наталию Гончарову, Василия Кандинского, Ольгу Розанову, Марка Шагала, весь «Бубновый валет»... Присовокупить туда же Павла Филонова еще заманчивее, чем Ге. Но вся философия «аналитического искусства» этому сопротивляется.

Убедительнее для советского извода экспрессионизма 1920-х годов выглядят полуабстрактная «Про­ гулка» Израиля Лизака, ироничные «Стойло Пегаса» и «Матрос» Вячеслава Пакулина, мистическая «Судь­ ба» Василия Чекрыгина. На их фоне «Инвалиды войны» Юрия Пименова выглядят нарочито агитационными, сделанными под сильным влиянием немецких коллег.

До объявления соцреализма единственно верным учением и создания Союза художников СССР Аркадий Проскура успел нарисовать свои «лики», Александр Древин — «Спуск на па­рашюте» и «Барки». Впрочем, экспрессионистический «Праздник на реке» Николая Евграфова относится ко второй половине 1930-х.

Факел экспрессионизма в России надолго превратился в тлеющую лучину. Потом произошло пришествие Джексона Поллока с абстрактным экспрессионизмом, но контекст был уже другим. Зато в последнее время, когда стало ясно, что живопись «холст, масло» жива и умирать не собирается, российское искусство снова с головой окунулось в фигуративный экспрессионизм. Во всяком случае, в Петербурге чуть ли не половина неакадемических выставок — про него. Начало положил продуктивный Анатолий Заславский. Теперь у него много последователей.

Государственный Русский музей
Экспрессионизм в русском искусстве
20 сентября – 19 ноября

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+