18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русскую версию экспрессионизма представят в Русском музее

№66
Материал из газеты

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели около ста самых разных художников

Выставка, посвященная русской версии экспрессионизма, — размышление о путях и парадоксах искусства на шестой части суши в многоголосом ХХ веке. У тех, кого можно отнести к экспрессионистам, не было манифестов и даже отдельных выставок. Но для нынешнего показа легко нашлось 350 произведений почти 100 художников из нескольких музеев и частных коллекций. От живописи до литографированных книг и плакатов.

Экспрессионизмом с разной степенью осложнений переболели самые разные художники. Велик соблазн отсчитывать отечественный экспрессионизм от картин Николая Ге, но Русский музей предусмотрительно исчисляет его с Михаила Ларионова. Точнее, с «Парикмахера» (1907), колдующего над подбородком клиента. За ним следует «Дерево», в кроне которого замаскировано несколько фигур. «Дама в шляпе» Эдуарда Спандикова, где богатые желтые локоны контрастируют с фиолетовым головным убором, — это прямая перекличка с немецкими художниками группы «Мост». Понятно, что к экспрессионизму можно отнести ранних Давида Бурлюка, Наталию Гончарову, Василия Кандинского, Ольгу Розанову, Марка Шагала, весь «Бубновый валет»... Присовокупить туда же Павла Филонова еще заманчивее, чем Ге. Но вся философия «аналитического искусства» этому сопротивляется.

Убедительнее для советского извода экспрессионизма 1920-х годов выглядят полуабстрактная «Про­ гулка» Израиля Лизака, ироничные «Стойло Пегаса» и «Матрос» Вячеслава Пакулина, мистическая «Судь­ ба» Василия Чекрыгина. На их фоне «Инвалиды войны» Юрия Пименова выглядят нарочито агитационными, сделанными под сильным влиянием немецких коллег.

До объявления соцреализма единственно верным учением и создания Союза художников СССР Аркадий Проскура успел нарисовать свои «лики», Александр Древин — «Спуск на па­рашюте» и «Барки». Впрочем, экспрессионистический «Праздник на реке» Николая Евграфова относится ко второй половине 1930-х.

Факел экспрессионизма в России надолго превратился в тлеющую лучину. Потом произошло пришествие Джексона Поллока с абстрактным экспрессионизмом, но контекст был уже другим. Зато в последнее время, когда стало ясно, что живопись «холст, масло» жива и умирать не собирается, российское искусство снова с головой окунулось в фигуративный экспрессионизм. Во всяком случае, в Петербурге чуть ли не половина неакадемических выставок — про него. Начало положил продуктивный Анатолий Заславский. Теперь у него много последователей.

Государственный Русский музей
Экспрессионизм в русском искусстве
20 сентября – 19 ноября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+