18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестивалям — нет?

№66
Материал из газеты

Директор «Гаража» Антон Белов размышляет о законодательной угрозе кинофестивалям в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Москву можно назвать городом фестивалей. К Московскому международному кинофестивалю, Международному конкурсу имени П.И.Чайковского, ярмаркам меда и «Пикнику „Афиши“» добавилось колоссальное количество событий. Региональная фестивальная жизнь не столь интенсивна, но каждое регулярное крупное событие — от рейва Alfa Future People в Нижегородской области до всеми любимого «Архстояния» в Калужской — поднимает уровень культуры в регионе и степень удовлетворенности от проживания в нем.

Особую гордость городов составляют кинофестивали (которые по своей программе нередко не уступают ММКФ), такие как «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Дух огня» в Ханты-Мансийске или «Зеркало» в Иванове. Количество же небольших, но значимых для своей аудитории кинофестивалей — ретроспектив и показов национального кино, организованных посольствами и культурными центрами, в Москве уже невозможно подсчитать.

И после триумфа чемпионата мира (тоже, кстати, фестиваль — спорта) появляются поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые выкашивают практически всю кинофестивальную деятельность на корню. С ноября публичный показ любого фильма в России — даже однократный — потребует получения прокатного удостоверения, оформление которого занимает время и стоит денег. Фестивальная деятельность также регламентируется: фестиваль не может длиться больше десяти дней, у него должен быть конкурс, но самое главное — каждое событие должно получить аккредитацию в Министерстве культуры и быть включено в специальный реестр.

На деятельности крупнейших кинопрокатчиков эти поправки, как мне видится, не скажутся: редкое артхаусное, неигровое, экспериментальное кино до российского массового проката просто не доходит. Оно встречается со зрителем как раз таки на многочисленных камерных фестивалях, у которых есть своя преданная публика.

Программы показов в музеях и художественных центрах тоже находятся под угрозой. Непонятно, как в этих условиях будут существовать регулярные киносеансы в Третьяковской галерее (куратор Максим Павлов), в «Гараже» (куратор Евгений Гусятинский), в ГЭС-2 (куратор Кирилл Адибеков); что ждет, например, The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL — тоже неясно.

Крайне удручает, что эти поправки не прошли профессиональную экспертизу. По замечанию продюсера Александра Роднянского, процесс получения прокатного удостоверения может стать «инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма». По сути же это завуалированная цензура (мы все чаще узнаем, что какой-то фильм не смог выйти в прокат), хотя я не исключаю, что авторы поправок и не предполагали такого эффекта.

Я солидарен с коллегами, занимающимися кино, в том, что эти поправки нуждаются в доработке или в полной отмене. Только так удастся спасти целый культурный пласт, который может повлиять на становление и развитие — ни много ни мало — новых Эйзенштейнов, Тарковских и Звягинцевых. Но успеем ли мы спасти те несколько сотен кинофестивалей по всей России, которые осенью станут вне закона, или дождемся их вымирания, чтобы потом, заламывая руки, взывать, что «культура гибнет»? 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+