18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Великая иллюзия Яёи Кусамы

Фильм «Кусама: бесконечные миры» выходит в прокат в Центре документального кино при поддержке музея «Гараж». В фильме прослеживается почти 90 лет жизни одной из самых эксцентричных фигур искусства ХХ века

Кино вышло очень своевременно — в современном обществе на повестке феминизм, сексизм, расизм, психологические травмы и психические заболевания. Рассказ Кусамы о себе мог бы стать частью популярного флешмоба: тяжелые отношения с матерью, которая запрещала рисовать и заставляла шпионить за изменяющим отцом, галлюцинации, работа на военном заводе в 13 лет, платоническая связь с художником Джозефом Корнеллом, депрессия, отчуждение, попытки самоубийства. Со всем этим багажом в 1977 году Кусама приняла спасительное для нее решение жить в психиатрической лечебнице и продолжать работать в мастерской по соседству.

Яёи Кусама интересна режиссеру Хезер Ленц, конечно, не только как художник, но и как символ — женщина, которая с детства боролась за мечту быть художницей и в конце концов добилась успеха, вписав себя в историю искусства.

В конце 1950-х годов появление художницы из Японии с большими амбициями и в кимоно даже для Нью-Йорка было довольно экзотично. Кусаму стали замечать, выставлять на групповых выставках вместе с Дональдом Джаддом, Джеймсом Розенквистом и Энди Уорхолом. Помимо живописи точек и «сетей бесконечности», созвучных абстрактному экспрессионизму, Кусама в начале 1960-х делала инсталляции с предметами, покрытыми тканевыми фаллическими «отростками». Для выставки в одной из галерей Кусама поставила в центре комнаты лодку, а пол и стены обклеила ее же размноженной фотографией. Энди Уорхол был в восторге от инсталляции («Вау, Яёи, это фантастика, мне так нравится!») и вскоре на своей выставке покрыл стены репродуцированными изображениями коровы. Кусаму это очень расстроило. Клас Ольденбург работал в технике папье-маше, а после знакомства с Яёи «неожиданно» начал делать мягкие скульптуры. Кусама была снова неприятно удивлена (на вернисаже к ней подошла жена Ольденбурга со словами: «Прости, Яёи»).

Нью-йоркский художественный истеблишмент смотрел на японскую художницу с интересом и любопытством, но встать в один ряд с белыми американскими мужчинами, доминировавшими на арт-сцене, Кусаме все же не удавалось. В 1966 году она поехала в Европу, на Венецианскую биеннале, чтобы выставить свою работу «Сад нарциссизма», — разложила на лужайке перед итальянским павильоном 1500 зеркальных шаров и поставила табличку «Нарциссизм на продажу / 2 доллара». Руководство биеннале, конечно, продавать нарциссизм запретило, а Кусама в ответ устроила перформанс с переодеванием. Через почти 30 лет, в 1993 году, Кусама вернется в Венецию уже официально, с персональной выставкой в павильоне Японии, после которой ее статус уже невозможно будет оспорить.

В июне 2015 года музей «Гараж» открылся в Парке Горького первой персональной выставкой художницы в России, и социальные сети наполнились фотографиями инсталляции «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас». Когда художница впервые сделала зеркальное пространство на выставке в Нью-Йорке в середине 1960-х, никакого Instagram еще не было, но «инстаграмное искусство» Кусама уже придумала. Сегодня люди готовы час простоять в очереди, чтобы на несколько минут оказаться в иллюзорном космосе и испытать психоделический опыт. И конечно, сделать эффектное селфи, нескончаемо репродуцируя вселенную Яёи и оставляя ее следы по Всемирной сети.

Кусама честно признается, что она хочет жить вечно. Судя по тому, с какой одержимостью посетители выставок по всему миру постят фотографии с хештегом #kusama, в будущее ее уже точно взяли.

Фильм «Кусама: бесконечные миры» в прокате с 13 сентября в 15 городах в России. Посмотреть его можно также на фестивале фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет с 17 по 23 сентября. Билеты и расписание — http://www.theartnewspaper.ru/film-fest-2018/

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+