18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собачьи истории и человеческие разговоры с Александром Боровским

№66
Материал из газеты

Целый букет книг известного искусствоведа вышел этим летом в разных издательствах. Все они, конечно, об искусстве — о нем рассуждает сам автор, а также художники, поэты, актеры, случайные знакомые и даже собаки

Первая из книг, вышедшая в Издательстве им. Н.И.Новикова, — «Художники моего времени: Групповой портрет с автором». По признанию Александра Боровского, известного петербургского искусствоведа, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея, его всегда привлекал портретный жанр, была идея создать групповой портрет художника своего времени. Кто-то упрекнет автора в эклектизме: рядом, под одной обложкой оказались Вильям Бруй, Гриша Брускин, Илья Глазунов, Шон Скалли, Олег Целков и другие. Но настоящий групповой портрет времени, эпохи не создать только из «своих» — нужны и «чужие», уверен Боровский. Только на «своих» не понять, есть ли общий контекст — эстетический, политический, житейский — у часто далеких друг от друга художников и у автора с ними всеми.

Две другие книги — «Разговоры об (не отнять) искусстве» и «История искусства для собак» — выпущены издательствами АСТ и «Арка» соответственно. 

«Книга родилась потому, что я не удовлетворен ситуацией в современной художественной критике, — сказал автор на презентации последней из них. — Она стала полем борьбы за власть, местом использования унылой псевдофилософской терминологии». Это второе издание книги, вышедшей в 2012 году, дополненное: в ней появились новые главы и персонажи, расширился круг тем. Боровский на художественной критике, как говорится, собаку съел, поэтому диалоги об искусстве двух псов — Рыжего и Табакерка Двадцать Седьмого — так интересны. Дворняга Рыжий в искусстве дока, потому что живет при Русском музее. О нем даже директор Владимир Гусев как-то сказал: «Ушлый у нас пес, неуловимый! Вылитый работник культуры!» Такса Табакерк Двадцать Седьмой сбежал с картины, на которой он жил как пес при королевском дворе. Собаки из разных социальных слоев легко находят общий язык в разговорах о картинах. А читатель понимает, что без собак, наверное, не было бы изобразительного искусства, потому что они везде: служат на Тайной вечере, пишут письмо турецкому султану, надевают ошейник на современных концептуалистов — в общем, объясняют, где тут собака зарыта.

«Разговоры об искусстве» не обременены подобной задачей. Серия коротких новелл начинается с пронзительной истории о том, как отец автора набил морду директору санатория, бывшему следователю НКВД, загубившему сотни людей. Мордобой прекратил художник Андрей Мыльников, который переключил внимание Боровского-старшего на схожесть каких-то предметов с изображениями на картинах Яна ван Эйка. И страсти утихли.

А в новелле «Честный Гайгер» Боровский рассказывает о встрече с уже немолодым немецким художником-абстракционистом Рупрехтом Гайгером, изобретшим совершенно необыкновенный оттенок красного цвета. «„Малевич?“ — автоматически поинтересовался я, готовясь порассуждать о влиянии русского авангарда на европейский минимализм. „Нет, — подумав, ответил старик. — Красное небо под Вязьмой. Сорок второй…“» Получается, что эти рассказы и не про искусство — они про жизнь и про всех нас.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+