Собачьи истории и человеческие разговоры с Александром Боровским

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Целый букет книг известного искусствоведа вышел этим летом в разных издательствах. Все они, конечно, об искусстве — о нем рассуждает сам автор, а также художники, поэты, актеры, случайные знакомые и даже собаки

Боровский А. Художники моего времени: Групповой портрет с автором. СПб.: Издательство им. Н.И.Новикова, 2018.
Боровский А. Художники моего времени: Групповой портрет с автором. СПб.: Издательство им. Н.И.Новикова, 2018.

Первая из книг, вышедшая в Издательстве им. Н.И.Новикова, — «Художники моего времени: Групповой портрет с автором». По признанию Александра Боровского, известного петербургского искусствоведа, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея, его всегда привлекал портретный жанр, была идея создать групповой портрет художника своего времени. Кто-то упрекнет автора в эклектизме: рядом, под одной обложкой оказались Вильям Бруй, Гриша Брускин, Илья Глазунов, Шон Скалли, Олег Целков и другие. Но настоящий групповой портрет времени, эпохи не создать только из «своих» — нужны и «чужие», уверен Боровский. Только на «своих» не понять, есть ли общий контекст — эстетический, политический, житейский — у часто далеких друг от друга художников и у автора с ними всеми.

Боровский А. История искусства для собак. СПб.: Арка, 2018.
Боровский А. История искусства для собак. СПб.: Арка, 2018.

Две другие книги — «Разговоры об (не отнять) искусстве» и «История искусства для собак» — выпущены издательствами АСТ и «Арка» соответственно. 

«Книга родилась потому, что я не удовлетворен ситуацией в современной художественной критике, — сказал автор на презентации последней из них. — Она стала полем борьбы за власть, местом использования унылой псевдофилософской терминологии». Это второе издание книги, вышедшей в 2012 году, дополненное: в ней появились новые главы и персонажи, расширился круг тем. Боровский на художественной критике, как говорится, собаку съел, поэтому диалоги об искусстве двух псов — Рыжего и Табакерка Двадцать Седьмого — так интересны. Дворняга Рыжий в искусстве дока, потому что живет при Русском музее. О нем даже директор Владимир Гусев как-то сказал: «Ушлый у нас пес, неуловимый! Вылитый работник культуры!» Такса Табакерк Двадцать Седьмой сбежал с картины, на которой он жил как пес при королевском дворе. Собаки из разных социальных слоев легко находят общий язык в разговорах о картинах. А читатель понимает, что без собак, наверное, не было бы изобразительного искусства, потому что они везде: служат на Тайной вечере, пишут письмо турецкому султану, надевают ошейник на современных концептуалистов — в общем, объясняют, где тут собака зарыта.

Боровский А. Разговоры об (не отнять) искусстве. М.: АСТ, 2018.
Боровский А. Разговоры об (не отнять) искусстве. М.: АСТ, 2018.

«Разговоры об искусстве» не обременены подобной задачей. Серия коротких новелл начинается с пронзительной истории о том, как отец автора набил морду директору санатория, бывшему следователю НКВД, загубившему сотни людей. Мордобой прекратил художник Андрей Мыльников, который переключил внимание Боровского-старшего на схожесть каких-то предметов с изображениями на картинах Яна ван Эйка. И страсти утихли.

А в новелле «Честный Гайгер» Боровский рассказывает о встрече с уже немолодым немецким художником-абстракционистом Рупрехтом Гайгером, изобретшим совершенно необыкновенный оттенок красного цвета. «„Малевич?“ — автоматически поинтересовался я, готовясь порассуждать о влиянии русского авангарда на европейский минимализм. „Нет, — подумав, ответил старик. — Красное небо под Вязьмой. Сорок второй…“» Получается, что эти рассказы и не про искусство — они про жизнь и про всех нас.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+