18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Николай Кульбин, великий оригинал великой эпохи

№66
Материал из газеты

Первая большая выставка одного из главных персонажей русского авангарда проходит в Русском музее

Первая после 1918 года большая ретроспектива Николая Кульбина (1868–1917) — 120 произведений из российских музеев, архивов и частных коллекций. Даже по меркам рубежа XIX–XX веков, времени в России богатого на оригиналов, Кульбин выделяется весьма ярко. Он классический self made man. Сын штабного писаря и солдатской дочери, окончил 6-ю петербургскую гимназию и с отличием Военно-медицинскую академию. Защитил диссертацию о последствиях отравления суррогатным алкоголем и стал врачом Главного Штаба. Кстати, служил там, где сейчас находится Эрмитаж. 

И вдруг в 40 лет увлекся искусством. Язвительный мемуарист, поэт и критик Георгий Иванов позже напишет, что было Кульбину видение на Троицком мосту: «Не тем занимался я всю жизнь». Но уроки, которые он брал в рисовальных классах Императорского общества поощрения художеств, одним озарением не объяснишь. Иванова опровергает композитор Артур Лурье, вспоминая, что Кульбин легко творил добро, носил генеральскую шинель с красной подкладкой и пропагандировал левое искусство. Достаточно пробежаться по последним десяти годам жизни Кульбина, чтобы понять: он был одним из главных поваров того культурного бульона, который сейчас называют «классический русский авангард».

В 1908 году он создал объединение «Треугольник» (Знание — Любовь — Воля) и организовал выставку «Современные течения в искусстве». Вскоре группу покинули Елена Гуро и Михаил Матюшин, обвинившие лидера в «декадентстве и врубелизме». Но Кульбина не смутил уход друзей. В 1910-м он опубликовал статью «Свободное искусство как основа жизни», а через год выступил на Всероссийском съезде художников с докладом «Гармония и диссонанс, их тесные сочетания в искусстве и жизни». Кульбин выдвинул спиралевидную теорию развития культуры, верил в то, что можно впрячь в одну телегу академизм и футуристов. В 1912 году открывается артистическое кафе «Бродячая собака», Кульбин — его активист с первых до последних дней. Тогда же Императорское общество поощрения художеств награждает его персональной выставкой на 84 работы. Звездный час Кульбина наступил в 1914 году: он организовал в Петербурге лекции гуру итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, дрался там с Велимиром Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем, а через день они уже мирно общались в «Бродячей собаке». В начале революции воодушевленный Кульбин дежурил в организованном им же отряде народной милиции. Но от случайной пищи обострилась язва желудка — и Кульбин скоропостижно умер. 

В 1968 году на выставке художника к его 100-летию в Ленинграде историк искусства Всеволод Петров справедливо (и задолго до постмодернизма) заметил, что главным произведением Кульбина был он сам. Но именно богатый бэкграунд делает интересными работы художника. Вспомним ранний символистский пейзаж «Пруд в Павловске» из собрания Александра Коровина. Кульбин дружил с театральным реформатором Николаем Евреиновым, создал эскизы костюмов и декораций к его спектаклю «Шесть красавиц, не похожих одна на другую». Но главное в его наследии — серия портретов современников. Несколько штрихов — и перед нами Хлебников, Алексей Крученых, Михаил Кузмин, Федор Сологуб... И конечно, сам автор с глазами-прицелами. 

Выставка посвящена памяти Евгения Ковтуна (1928–1996), сотрудника ГРМ, первого в России исследователя творчества Николая Кульбина.  

Государственный Русский музей
Николай Кульбин
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+