18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бородатыми женщинами восхищались еще в XVII веке

Бородатый австриец Том Нойвирт в образе женщины по имени Кончита Вурст стал сенсацией недавно завершившегося музыкального конкурса «Евровидение-2014». Оставляя за рамками исполнительское мастерство (сложная в музыкальном отношении песня «Rise like a Phoenix» была спета очень хорошо), зрители сосредоточили внимание прежде всего на внешности певца. С удивительным единодушием почти 180 млн европейцев проголосовали за трансвестита, а фото бородатой «женщины» украсило первые полосы всех таблоидов. Эти события напомнили моему внутреннему историку об одной замечательной работе недооцененного художника испанского барокко, единственного караваджиста, не только подражавшего мастеру, но и усовершенствовавшего его манеру, — Хусепе де Риберы.

Копии его полотна «Портрет Магдалены Вентуры с мужем», чаще именуемого «Бородатая женщина» («La Barbuda»), мне доводилось видеть в Севилье и Мадриде. Интересно было наблюдать, как прогуливающиеся по залу посетители музея замирают у картины, отходят, снова возвращаются, чтобы еще раз внимательно разглядеть увиденное. Да-да, на ней изображена бородатая женщина, и это не реклама местного цирка. Это семейный портрет, написанный приблизительно в 1631 году по заказу Фердинанда II, графа Алкала, вице-короля Неаполитанского королевства, находившегося в XVII веке под властью Испании.

Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы».

Пространная подпись в правом нижнем углу сообщает о том, что на картине изображена 52-летняя Магдалена Вентура из Абруцци, мать троих детей, у которой с 37-летнего возраста начала расти густая длинная борода. Рядом с ней стоит ее супруг, Феличе де Амичи.

Рибера был удивлен и восхищен не меньше, чем вице-король. Сходство портретируемой с мужчиной, переодетым в женское платье, так велико, что художник, чтобы подчеркнуть женскую природу, написал ее кормящей грудью младенца и добавил аллегорические предметы: моток шерсти и раковину.

Сегодня борода у женщины перестала считаться чудом природы (что в XVII веке приравнивалось к божественному чуду): причина ее появления известна — гирсутизм, избыток мужского полового гормона тестостерона. Но в ту эпоху, особенно при дворе испанских Габсбургов, в первую очередь Филиппа IV, бородатые женщины, карлики и другие природные отклонения вызывали живой интерес и религиозный трепет, который шел рука об руку с растущей тягой к постижению мира посредством науки, достигнувшей своего пика в эпоху Просвещения. Поэтому сюжет картины Риберы не уникален. К примеру, за несколько десятилетий до него, в 1603 году, художник Хуан Котан написал портрет другой бородатой женщины — Бригиды Санчес дель Рио, известной как Бородатая из Пеньяранды.

Портрет Магдалены Вентуры позднее перешел к внуку Фердинанда II Хуану Франсиско, восьмому герцогу Мединасели, который был собирателем разнообразных диковин и редкостей вроде головы быка с тремя рогами. Кстати, насколько известно, современники никогда не смеялись над донной Вентурой, а лишь восхищались ее экстраординарной внешностью. Даже картину могущественный покровитель заказал для того, чтобы показать ее во всем необыкновенном великолепии потомкам.

Выходит, что история с победой Тома Нойвирта, он же Кончита Вурст, стала не только примером европейской толерантности, но и продолжением (по крайней мере с эстетической точки зрения) давней традиции восхищаться женщинами с бородой. — Ноа Чарни

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+