18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уличная волна накрыла «Винзавод»

Для 3-й Биеннале искусства уличной волны «Артмоссфера» в центре современного искусства «Винзавод» международное жюри отобрало 40 художников из разных стран, откликнувшихся на тему, обозначенную как offline («не в сети»)

Сорок уставших

«No photo, no photo!» — кричат ребята в черных трико журналистам, отворачивают лица и требуют у кого-то из фотографов показать им снимок. Пресс-показ застал их за работой. «Интересно, Бэнкси тоже так прокалывается?» — думаю я. Но, по словам куратора биеннале Сабины Чагиной, перед нами кое-что покруче Бэнкси — знаменитая и неуловимая немецкая граффити-команда 1UP, расписавшая своим тэгом чуть ли не всю Германию, включая стены небоскребов и поезда метро. На биеннале они выложили этот тэг из нескольких сотен «одноразовых» телефонов, использованных ими на вылазках. Масштаб действительно впечатляет. «Мы хотели показать, что такое настоящее граффити, — объясняет Сабина Чагина. — В том числе для того, чтобы вы увидели разницу с другими художниками».

Другие — это художники уличной волны , то есть пришедшие из уличного искусства в галереи или сочетающие работу на улице и в галереях. Впрочем, кажется, практически весь стрит-арт сейчас таков. Если судить по представленной здесь же, на «Винзаводе», выставке Дмитрия Аске и Антона Польского «Уличное искусство в России с 1980-х по 2010-е», его история последних десяти лет — это непрерывная череда выставок и фестивалей.

Как бы то ни было, для участия в основном проекте биеннале международное жюри отобрало 40 художников, откликнувшихся на тему, лаконично обозначенную словом offline («не в сети»). Поговорить об «усталости от нарастающего информационного потока в мире, где физическая реальность приобретает статус событийной периферии» (цитата из пресс-релиза) захотели художники из Финляндии, Нидерландов, Аргентины, США, Южной Африки, Италии, Германии, Великобритании, Польши, Испании и, конечно, России. Попасть на открытие проекта пожелали многие — и попали, не испугавшись почти часа ожидания (уличные художники тоже умеют не успевать к дедлайнам).

Преимущества улицы

Основная выставка биеннале разместилась в Большом винохранилище «Винзавода».

Никакой офлайн сейчас полным не бывает, и первые два раздела выставки названы Online и «Постинтернет». Онлайн — это, естественно, про критику опосредованной интернетом коммуникации, а постинтернет — про обратный перевод цифрового мира в аналоговый. Так, например, поступает Пабло Харимбат из Аргентины, воспроизводящий в своих работах сбои компьютерной матрицы или мазки кисти графического редактора. На улице подобные эксперименты выглядят (судя по фото) отлично, в закрытом помещении неуклюжие фанерные щиты с разноцветными загогулинами не впечатляют.

Вообще «критика» уличным художникам удается плохо, работы, наиболее точно соответствующие теме этих двух разделов, забываешь, сразу отвернувшись от них. Куда больше эмоций вызывают художники, отнесшиеся к теме «без фанатизма». Запоминается, например, коллаж Марата Данильяна (Morik). Здесь автор просто наслаждается процессом наложения изображений разного типа. Кураторы пишут о том, что коллажи эти «сродни пестрой цифровой реальности», но с таким же успехом можно было бы сказать, что автор в условиях «постуличного искусства» возрождает практики, которые намного старше, чем интернет. Это, кстати, одно из преимуществ искусства уличной волны: то, что в галерейном мире уже нельзя, потому что «безнадежно старо», здесь ново и можно. Поэтому на выставках уличных художников, в отличие от очень многих галерейных проектов, весело.

Веселье, конечно, иногда получается немного наивным. Вот инсталляция «Поле безграничных возможностей» арт-группы «Злые»: сотни дата-кабелей выросли из фанерного щита, как колосья, а часть лежат, как скошенная трава. Выглядит красиво. Уличные художники не любят останавливаться и вот, чтобы все было совсем уж понятно, рядом с «полем» поставили еще и косу.

Тэги в складках

Углубляемся в дебри офлайна. Вот Finsta из Швеции дает интервью на диване, обитом тканью с орнаментом, напоминающим тэги граффитистов и в костюме из такой же ткани. А вот графика Джеймса Джессопа из Лондона. Художник рисует городские пейзажи, выбирая локации, максимально заполненные граффити. Можно было бы тут усмотреть своеобразную инкарнацию жанра картины в картине, но, кажется, все проще. Художнику просто нравится рисовать городские пейзажи с граффити.

В одном из залов пахнет деревом и землей. Среди обугленной стружки разместился домик, собранный из выкрашенных в белое пожарных щитов, фрагментов заборов, кусков шифера и прочего хлама. Работа так и называется — «Домик», и должна, по мысли кураторов, «выводить зрителя из зоны комфорта», напоминая о людях, которые действительно находятся офлайн, — бездомных. Но из зоны комфорта, кажется, не вышел и сам художник, из работы которого мы узнаем только о том, что он любит и умеет строить домики. Мир бездомных здесь присутствует очень условно.

Исследований на выставке вообще много. Александра Кузнецова изучала «складки» — не используемые участки городской территории, зарастающие мусором и граффити, и показала результаты в виде инсталляции. Арт-группа Alt+KU разместила на улицах города чистые холсты, а потом показала те, которым удалось дожить до момента снятия, — вместе со следами «творчества масс».

Двигаясь к выходу, натыкаемся на гигантское странное существо, напоминающее собаку. Это группа Canemorto из Италии построила «оракула» и предлагает желающим положить в его пасть открытку с вопросом и обратным адресом и когда-нибудь дождаться ответа. Хочется отправить в чудовищу в пасть что-то вроде «И как про это думать?», но кажется, думать уже понятно как: всем весело, все получают удовольствие. Уличная волна — чуть ли не последний сектор современного искусства, в пределах которого художники могут делать это, ни о чем особо не задумываясь. Пожелаем ему остаться таковым подольше.

Центр современного искусства «Винзавод», до 14 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+