18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минин и Пожарский опять собирают народные пожертвования

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Государственный исторический музей (ГИМ) объявляет о начале кампании по сбору средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому. Фото: Государственный Исторический музей
Памятник Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный Исторический музей

Деньги на реставрацию экспонатов музеи, конечно, собирали и раньше, но далеко не в таких масштабах: на восстановление работы скульп­тора Ивана Мартоса (1754–1835) потребуется около 46 млн руб. Для сравнения: стоимость монумента князю Владимиру, установленного недавно на Боровицкой площади по инициативе Российского военно-исторического общества, составила порядка 150 млн руб.

Памятник Минину и Пожарскому возводился на народные средства. В 1808 году жители Нижегородской губернии, родины Кузьмы Минина, заявили о желании увековечить гражданский подвиг земляка в Нижнем Новгороде и обратились за одобрением к императору Александру I. 

Идея витала в воздухе. Еще в 1803 году писатель Василий Попугаев предлагал создать монумент Минину и Пожарскому Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств, где состоял и Мартос, который начал работу над проектом. В одной из первых версий композиции предполагалось, что и Минин и Пожарский будут стоять, но ее пришлось изменить: представителей разных сословий негоже было изображать одинаково. Уже в 1804 году Мартос подготовил первую скульптурную модель, однако тогда памятник не получил воплощения, так как в правительстве посчитали, что собрать средства будет сложно.

Только спустя четыре года, благодаря нижегородцам, определившим «от достояний своих некоторую сумму», состоялся сбор. Император замысел одобрил, и в конце того же года в Академии художеств прошел конкурс на проект монумента. Победил Иван Мартос. В начале 1809-го была объявлена всенародная подписка, гравюру с изображением знакомой нам скульптуры напечатали большим тиражом и разослали по стране, чтобы все могли составить представление о том, на что жертвуют средства. Сам государь тоже принял участие в сборе — его имя значилось в числе подписавшихся. 

По смете Мартоса на монумент требовалось 150 тыс. руб., и к 1811 году из них собрали 136 тыс. Памятник решили установить в Москве — на этом настоял автор, — а в Нижнем Новгороде ограничились обелиском (только в 2005 году стараниями Зураба Церетели в городе появилась уменьшенная копия московской скульптуры). Работа над памятником Минину и Пожарскому шла в разгар Отечественной войны 1812 года, и в глазах современников он стал напоминанием не только о сохранении русской государственности силами народного ополчения в XVII веке, но и символом победы над Наполеоном, немалую роль в которой сыграло партизанское движение. Монумент торжественно открыли 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. 

Перестановка памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. 1931 г. Фотограф А. Вепринцев. Фото: Государственный Исторический музей
Перестановка памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. 1931 г. Фотограф А. Вепринцев.
Фото: Государственный Исторический музей

Бронзовые Минин и Пожарский стояли в середине Красной площади рядом с Верхними торговыми рядами — прямо напротив Кремля. На нынешнее место у Покровского собора статую перенесли в 1931 году. По официальной версии она мешала проходу участников парадов и демонстраций, по одной из альтернативных — возведенный в 1924 году Мавзолей Ленина полностью разрушал логику расположения памятника. 

В апреле этого года монументу исполнилось 200 лет. Юбилей он отмечал уже в качестве экспоната Государственного исторического музея, которому Минина и Пожарского передали на баланс в 2016 году. По словам Ольги Стригун, главного архитектора музея, за все годы существования памятник ни разу капитально не реставрировали. До наших дней он дошел с целым рядом проблем, причем основу главной из них непреднамеренно заложили еще при его создании. 

Дело в том, что литейщик Василий Екимов (1758–1837) отливал скульп­турную группу не по частям, как это было принято делать раньше, а целиком по выплавляемой восковой модели. Для этого использовалась технология, по которой восковую модель в полную величину обмазывали специальной смесью, содержащей толченый кирпич. Смесь застывала, после чего воск вытапливался, а на его место заливался металл. При отливке на обратной стороне фигур, полых внутри, остались частицы внутренней формы. «У нас есть опасения, что в местах, где они соприкасаются, очень сильно истончился металл, ведь все это время фрагменты формы набирали влагу и соприкасались с памятником», — рассказала Ольга Стригун. 

Также придется заменить металлические конструкции, на которых стоит памятник: они проржавели и больше не могут держать его вес. Для этого саму скульптурную группу необходимо демонтировать и переместить в мастерскую, где работы могут идти при постоянном температурно-влажностном режиме даже зимой. Если необходимую сумму удастся собрать оперативно, реставрацию можно осуществить в один этап: специалисты будут параллельно работать над статуей и постаментом.

По словам главного архитектора ГИМ, гранитный постамент особого волнения не вызывает: обнаруженные деформации швов легко корректируются. Перед реставраторами будет стоять задача убрать цветник вокруг пьедестала, которого не было изначально (влагу от фундамента обычно как раз отводят). Беспокоят барельефы постамента: сейчас они закреплены не так, как задумывалось. Первоначально с обратной стороны к ним были приварены специальные петли, через которые продевался металлический жгут, и барельефы таким образом удерживали друг друга. Сейчас же они закреплены ненадежно, и посетителям даже ограничили доступ к скульптуре. 

В случае удачного сбора средств восстановление памятника должно занять не более года, однако до этого следует полностью разработать и согласовать с Министерством культуры всю проектную документацию. Реставрацией памятника займется подрядная организация, которую должен определить конкурс с ограниченным участием. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+