18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж дополнит Лейденскую коллекцию

В лабораториях музея завершилась подготовка картин к участию в выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера»

Картины из Государственного Эрмитажа дополнят показ гастролирующей по миру Лейденской коллекции на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера», которая откроется 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца. По мнению авторов этой идеи, совместный показ позволит зрителям полнее оценить не только мастерство художников, но и особенности арт-рынка XVIII и XXI веков, вкусы коллекционеров, которых разделяют три столетия.

«Чтобы понять феномен Лейденской коллекции, мы предложили американским коллегам включить в экспозицию еще и восемь картин из Эрмитажа, — рассказала TANR хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков доктор культурологии Ирина Соколова. — Мы подобрали работы, которые либо представляют собой пару к картинам из собрания Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, либо на них изображен тот же сюжет одного и того же художника, чтобы в их диалоге показать, как вновь созданные коллекции перекликаются со старыми собраниями. Подборка работ в Лейденской коллекции напоминает подбор картин Эрмитажа и собрание Екатерины II: произведения одних и тех же мастеров пользовались огромным спросом и обладали на рынке самой высокой стоимостью и в XVIII веке, и в веке XXI».

Эрмитаж владеет одной из самых богатых коллекций голландской живописи XVII–XVIII веков (для сравнения: Лейденская насчитывает 12 картин и 2 рисунка Рембрандта, а в петербургском музее хранится 21 работа мастера). Из своего собрания музей предлагает выставить вместе с коллекцией Капланов восемь картин. Часть из них присутствует в постоянной экспозиции, часть хранится в запасниках, но все они пребывают в хорошем состоянии. Впрочем, несколько работ пришлось передать в реставрационную мастерскую для профилактического осмотра, а также чтобы освежить лак, покрывающий живопись.

Отличить шедевры из Эрмитажа от американских можно будет сразу: все они, независимо от размера и расположения в экспозиции, помещены в пышные золоченые рамы — в отличие от строгих рам эбенового дерева, в которые заключены картины Лейденской коллекции.

Эрмитаж предлагает выставить три работы выдающегося голландского живописца Герарда Доу, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего, по мнению специалистов музея, перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Несомненно, как считают искусствоведы, возникнет и диалог между «Завтраком молодого человека» Питера Корнелиса ван Слингеланда и некоторыми работами из американского собрания. Как и между двумя картинами Якоба Врела: и на эрмитажной, и на лейденской изображен практически один и тот же сюжет — скромное жилище одинокой пожилой женщины, и она сама, сидящая у камина. Типичными для мастеров лейденской школы живописи являются «Портрет старика» Яна Ливенса и «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа — аналоги им можно будет увидеть в частном собрании Капланов.

«Кроме того, наши работы дают и совершенно новый аспект в освещении Лейденской коллекции, — считает Ирина Соколова. — Очевидно, что рынок не истощен, и люди, обладающие средствами и страстью к живописи, могут и сейчас собрать выдающуюся коллекцию».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+