18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрупкое искусство

Коллаборации художников и именитых брендов стали привычным делом. Мы вспомнили несколько удачных творческих союзов представителей арт-мира с прославленными брендами декоративного фарфора, стекла и хрусталя

Несколько месяцев назад художественную общественность всколыхнула новость: коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на художника Джеффа Кунса и галерею Ларри Гагосяна. Заплативший за три скульптуры около $13 млн аванса, Тананбаум за пять лет так и не получил купленные произведения. Галерея несколько раз отодвигала сроки доставки заказа, ссылаясь на различные технические трудности, в том числе связанные с процессом создания скульптур. 

Действительно, в случае с ведущими художниками современности коллекционеры часто готовы проявить терпение, чтобы в итоге получить понравившиеся работы. Некоторых ценителей искусства совершенно не смущают ни время ожидания, ни высокая стоимость произведений. Но в сложившейся ситуации, когда спрос на ключевые имена арт-рынка нередко превышает предложение, покупатели все чаще обращаются к формату коллабораций художников с крупными брендами. Эксклюзивные серии авторских произведений, выпущенные совместно с именитыми марками, вызывают интерес у многих любителей прекрасного. 

В арт-коллаборациях ближе всего к оригинальным творениям тех или иных художников оказываются, пожалуй, марки из сферы дизайна и декора интерьера. В этом немало преуспели знаменитые дома декоративного фарфора, стекла и хрусталя Baccarat, Bernardaud, Daum и Lalique. Мы решили вспомнить несколько удачных творческих союзов представителей арт-мира с прославленными брендами.

Лиможская фарфоровая фабрика Bernardaud известна всему миру не только безупречным качеством своих изделий, но и довольно смелыми опытами по части их художественного оформления. Дом Bernardaud, история которого насчитывает более 150 лет, может похвастать как роскошными сериями классических сервизов, так и зачастую провокационными коллекциями, выпущенными в соавторстве с современными художниками, в числе которых и Рой Лихтенштейн, и Бернар Бюффе, и все тот же скандальный Джефф Кунс, и другие громкие имена арт-сцены. 

К примеру, по заказу Bernardaud Марина Абрамович, знакомая широкой публике как мастер перформанса, создала два набора посуды с говорящим названием Misfits (англ. «несоответствие»). В каждом наборе тарелки разного размера, отличающиеся по форме и рисунку. В дизайне Абрамович использовала мотивы из своих предыдущих художественных работ, например золотые губы, покрытые медом и тонким листом золота, отсылающие к одноименному перформансу Golden Lips 2009 года, или красную звезду — намек на коммунистический символ бывшей Югославии, где родилась художница. 

В прошлом году Bernardaud порадовал поклонников не менее яркой коллаборацией. Мануфактура выпустила лимитированную серию 20-сантиметровых скульптур Джеффа Кунса, которые, к счастью, можно было приобрести прямо на месте. Каждая из трех фигурок коллекции Balloon Animals имела тираж 999 экземпляров и была выполнена из глазурованного фарфора, имитирующего стальную поверхность. Кстати, это был уже не первый, но, вероятно, самый успешный опыт сотрудничества Кунса с французской фабрикой.

Особым проектом дома Bernardaud стал воспроизведенный по эскизам Марка Шагала столовый сервиз Pour Ida, подаренный им дочери Иде по случаю ее свадьбы в 1952 году. За несколько дней до церемонии Шагал расписал 69 столовых предметов. Мастера Bernardaud с разрешения семьи художника вручную повторили авторские рисунки. Изображенные на сервизе влюбленные пары, цирковые артисты, животные, фантастические существа — образы, часто встречающиеся в живописных работах мастера.

Хрустальная фабрика Daum по праву считается еще одним брендом, традицией которого стало сотрудничество с ведущими художниками своего времени. Именно здесь было выпущено несколько миниатюрных скульптур Сальвадора Дали, поражающих своей пластикой и безграничной фантазией автора. Среди них — работа «Танец времени I», отсылающая к его самой известной картине «Постоянство памяти» (1931). Образ расплавленного циферблата стал визитной карточкой художника и лег в основу многих скульптурных работ Дали, вдохновив Daum на создание элегантного изделия из синего хрусталя.

В арсенале коллабораций фабрики Daum числятся и такие звезды, как Жан Кокто, Арман, Филипп Старк, Лоранс Боннель, Ришар Орлински. 

Главной темой скульптурных работ французской художницы Лоранс Боннель стало изображение человеческих фигур. Для прославленного дома хрусталя она создала композицию La Foule (фр. «толпа») из пяти отдельно стоящих фигур, навеянных утонченными образами Альберто Джакометти и кубистическими скульптурами Осипа Цадкина.

Ее соотечественник скульптор Ришар Орлински преуспел в сотрудничестве сразу с несколькими домами. Например, для Daum он придумал коллекцию Wild Animals — скульптуры из специально обработанного хрусталя в синей, черной и белой гаммах. А по заказу бренда Christofle, специализирующегося на предметах роскоши для дома и ювелирных изделиях, Орлински создал эксклюзивную серию с фигурками животных.

Огромное количество коллабораций есть на счету и у знаменитого дома Lalique, который уже 130 лет являет свету удивительные декоративные предметы из хрусталя и стекла. Среди них — общие проекты с британским художником Дэмиеном Херстом, создавшим по заказу бренда серию хрустальных бабочек и завораживающие стеклянные панно, а также сотрудничество с Ивом Кляйном, заново открывшим образ Ники Самофракийской в ярко-синем цвете. Большинство произведений, выпущенных в рамках направления Lalique Art, выполнены в уникальной технике cire perdue, или технике исчезающего воска. Выразительные вазы из коллекции Crystal Architecture великолепной Захи Хадид и хрустальные анималистические скульптуры итальянца Рембрандта Бугатти пополнили список блестящих союзов французского бренда с мастерами искусства.

Важной вехой в истории Lalique стало приглашение к совместной работе американского художника Терри Роджерса. Маэстро переосмыслил знаковую для Lalique вазу «Вакханки», заменив фигуры античных жриц на танцующих сирен — девушек, будто сошедших с гиперреалистических полотен самого Роджерса. Обновленная коллекция ваз была выпущена под названием «Сирены» в двух вариантах — из прозрачного и золотистого хрусталя. 

Бум творческого сотрудничества не обошел стороной и еще один именитый дом — хрустальную фабрику Baccarat. Легендарный бренд неоднократно приглашал к партнерству дизайнера Филиппа Старка. В 2017 году вместе с Baccarat и компанией Flos Старк создал коллекцию светильников Bon jour Versailles. Ему блестяще удалось объединить образы прошлого с настоящим благодаря сочетанию классического светильника в духе эпохи Людовика XIV с современным высокотехнологичным дизайном. 

Еще один автор, проникнувшийся роскошью Baccarat, — голландский дизайнер Марсель Вандерс. По заказу компании он спроектировал грандиозный дворцовый светильник Le Roi Soleil и элегантную коллекцию New Antique, состоящую из нескольких ваз и круглого столика с подсвеченной хрустальной ножкой. 

Интересным проектом бренда стало трехстороннее сотрудничество со студентами кантональной школы ECAL в Лозанне и дуэтом английских дизайнеров — Эдвардом Барбером и Джеем Осгерби, которые, к слову, успели поработать и с домом Christofle. Художники переосмыслили бокалы из самой известной коллекции дома Baccarat Harcourt, превратив их в шахматные фигуры, цветочную вазу, поднос, браслет и даже в леденец.

Относиться к тиражному искусству можно по-разному — и поклонники уникальных произведений, и адепты формата коллабораций будут по-своему правы. Главное, что тяга к прекрасному, если возможности купить на аукционе работу Шагала или Хёрста нет, может быть удовлетворена благодаря таким смелым творческим проектам. Что же касается ценности подобных творений, то здесь владелец сам вправе решать, послужит ли его приобретение украшению интерьера или же станет одним из экспонатов коллекции. В любом случае предмет искусства стоит своих денег, если он вызывает яркие эмоции, даже если это фарфоровый воздушный шарик в виде кролика.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+