«Полихромная скульптура во Франции» представлена в Музее Орсе

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Настоящий триумф полихромной скульптуры пришелся на рубеж XIX–XX веков, с приходом символизма и ар-нуво и их любовью к декоративизму

Леонетто Капьелло (1875–1942). «Иветт Гильбер». Фото: Musée d’Orsay, Dist. RMN-Grand Palais/Patrice Schmidt
Леонетто Капьелло (1875–1942). «Иветт Гильбер».
Фото: Musée d’Orsay, Dist. RMN-Grand Palais/Patrice Schmidt

Полихромная скульптура недавно стала темой выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, охватив период с XIII по XXI век. На выставке в Орсе представлено 50 образцов только французской скульптуры XIX века, но получилось не менее эффектно. Во Франции, в стенах ее неоклассической Академии художеств безраздельно царили белый мрамор и патинированная бронза. Так продолжалось где-то до середины XIX столетия, пока пенсионеры французской академии в Риме не открыли для себя античную скульптуру со следами полихромии. С ­1850-х годов цвет занимал уже заметное место в арсенале средств французских ваятелей. При этом они вовсе не ограничивались одной раскраской, как в 1832 году Оноре Домье в своей знаменитой серии 36 портретов-карикатур на французских парламентариев. Например, очень популярный скульптор того времени Шарль Кордье (1827–1905) в своих портретах, помимо позолоты, использовал оникс, эффектно сочетая его с цветным мрамором («Негр из Судана», 1857), а не менее знаменитый  Эрнест Месонье (1815–1891) добивался в своих скульптурах удивительного жизнеподобия на грани натурализма, используя для лепки податливый воск, ткань и кожу, как в своем «Всаднике», тоже включенном в экспозицию. А настоящий триумф полихромной скульптуры пришелся на рубеж XIX–XX веков, с приходом символизма и ар-нуво с их любовью к декоративизму. Тогда же в арсенале скульпторов появились и новые материалы: эмаль, цветное стекло, латунь. Ну а завершают выставку раскрашенные барельефы из дерева Поля Гогена на таитянские темы и «Маленькая танцовщица» Эдгара Дега в пачке из настоящего тюля и с розовой лентой в волосах.

Музей Орсе
Полихромная скульптура во Франции. 1850–1910
До 9 сентября
www.musee-orsay.fr

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+