18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пропавшая переписка Малевича из архива Харджиева куплена российским коллекционером

Документы, среди которых есть письма основателя супрематизма Луначарскому и Матюшину, уже привезены в Москву и вскоре будут опубликованы

Часть архива Казимира Малевича, считавшаяся утерянной, была выставлена на торги аукционным домом Bonhams. «340-страничная коллекция, освещающая его художественную деятельность и личную жизнь на общественно-политическом фоне советской эпохи», как написано в аукционном каталоге, была оценена в £150–250 тыс.

Среди документов — рукопись письма Анатолию Луначарскому, 8 писем поэту Григорию Петникову, 16 писем и открыток Михаилу Матюшину (1910–1930), 6 писем Ивану Клюну, машинописный экземпляр с правкой от руки «Введения в теорию прибавочного элемента в живописи» (Витебск, 1920), обращения к участникам Уновиса — ко всем вместе и отдельные послания Николаю Суетину и Вере Ермолаевой, машинописные экземпляры статей и эссе самого Малевича, материалы о западных художниках, творчество которых интересовало отца супрематизма.

Ряд этих документов неизвестен исследователям, другие были опубликованы ранее. Например, письмо Малевича Луначарскому, часто упоминаемое благодаря фразе «Очень жаль, что Правда захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа ибо сие почти все ложь» (здесь и далее — орфография и пунктуация Малевича), было напечатано в вышедшем в 2004 году двухтомнике «Малевич о себе. Современники о Малевиче». (Кстати, в этом письме есть и такие запоминающиеся слова: «Итак революция произошла в харчах, но в мозгах никакой».) Одна из составителей сборника, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар рассказала, что во время работы над ним получила ксерокопии нескольких писем Малевича, в том числе Луначарскому. Они были опубликованы в двухтомнике, за исключением одного письма Матюшину. Местонахождение оригиналов было обозначено как частная коллекция. Если письмо Луначарскому (Вакар предполагает, что оно не было отправлено) написано аккуратно, то почерк письма Матюшину — стремительный: «Дорогой Михаил Васильевич. Откапывается большой клад, и как только кончится война, мы на гребне волны. Бросайте кисть и готовьте музыку…» В поздних письмах к Петникову уже тяжелобольной Малевич пишет, как прекрасна «дикая природа» и ее «беспредметная музыка».

У исследователей русского авангарда не было сомнений, что выставленные Bonhams на торги материалы принадлежат к огромному документально-художественному архиву Николая Харджиева (1903–1996), видевшего свою миссию в сохранении памяти о художественном и литературном авангарде и посвятившего этому делу почти всю жизнь. Как известно, судьба этого поистине бесценного собрания, как и его владельца, чрезвычайно драматична. Часть документов была передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), после того как в 1994 году их конфисковали на таможне при попытке вывоза из страны. Другую значительную часть собрания удалось нелегально переправить в Амстердам, куда в 1993 году уехал и сам Харджиев. Только в 2011 году, после длительных переговоров с нидерландскими властями, ее также передали в РГАЛИ и началась работа по описанию и систематизации этих документов. В октябре 2017 года в фонде IN ARTIBUS в Москве открылась выставка, на которой впервые были публично показаны материалы из этого собрания; открытие приурочили к выходу из печати первого из трех томов архива Харджиева.

Но дело в том, что архив этот нельзя считать полностью восстановленным. Часть его — документы и произведения искусства, в том числе Казимира Малевича, — была утрачена в процессе нелегального вывоза за границу или просто украдена. И если о супрематических картинах из собрания Харджиева хорошо известно — кто, каким путем и при каких обстоятельствах стал их владельцем, а потом продал, — то о судьбе пропавших документов информации мало. Хотя о трагической истории главного архивариуса русского авангарда написаны книги и множество статей.

Естественно, что появление в аукционном каталоге Bonhams лота The Life and Times of Kazimir Malevich вызвало вопрос, имеет ли нынешний владелец архива законные права на него. И когда аукционный дом в июне снял письма и документы Малевича с торгов, можно было бы счесть это решение проявлением разумной осторожности. Однако архив был куплен российским коллекционером, чье имя не разглашается, и уже привезен в Москву.

Ильдар Галеев, издатель и основатель «Галеев-галереи», принимавший участие в этой покупке, в беседе с сотрудниками Bonhams, готовящими документы к продаже, выяснил, что выставивший их на торги американский коллекционер владел архивом на законных основаниях, поскольку если к предыдущему владельцу, шведу, бумаги попали и нечестным путем, то срок давности преследования за это преступление — 25 лет — истек. Американский коллекционер несколько лет назад уже пытался продать на аукционе одно из писем Малевича, но был разочарован: его никто не купил. На этот раз все кончилось хорошо и для него, и для Малевича. Новый владелец 340 страниц архива основателя супрематизма обещает их публикацию. Подготовит ее Ильдар Галеев, он же предполагает сделать выставку вновь обретенных документов, рассказывающих о Малевиче на «общественно-политическом фоне советской эпохи».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+