18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Август в усадьбах: выставки и фестивали

Последний месяц лета хочется провести на свежем воздухе — рассказываем, как совместить отдых на природе и культурную программу во дворце в Москве и в усадьбах в окрестностях

Царицыно

Живописный парк Царицына, строившегося как загородная резиденция Екатерины II, давно стал излюбленным местом для пикников и прогулок — еще в XIX веке благородная публика прохаживалась среди заросших, в духе старинных руин, разрушившихся построек. Любимым дачным местом парк продолжил быть и в конце XIX — начале XX века. Именно в это время перенесет посетителей фестиваль «Дачное Царицыно». Гостей будут развлекать литературными чтениями, концертами классической и джазовой музыки и театральными представлениями. Театральные представления без актеров и даже музыки, созданные Пьетро Гонзага, который считал архитектуру вполне самодостаточным действующим лицом, найдутся в экспозиции куратора Сергея Хачатурова «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня». На выставке, посвященной бумажной архитектуре, можно увидеть огромную гравюру «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757) Джованни Баттисты Пиранези (1720–1779) — фантазийную реконструкцию одной из главных частей Рима, тотальную инсталляцию современного новосибирского художника Владимира Карташова «Кибербарокко», где театральные образы пересекаются с миром компьютерных игр, а также другие произведения из фонда музея-заповедника, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея архитектуры имени А.В.Щусева и ряда музейных и частных собраний, в том числе коллекции основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой.


Архангельское

Этим летом еще есть возможность посмотреть музей-усадьбу «Архангельское» до грандиозной реставрации, которая ждет его по случаю 100-летнего юбилея. Кстати, большую дату музей-усадьба начал отмечать уже сейчас: в Бахрушинском музее открывается выставка «Иллюзия театра» к 200-летию со дня открытия Театра Гонзаги в Архангельском — одного из немногих сохранившихся в первозданном виде. На ней можно увидеть портреты крепостных актеров, либретто постановок, декорации работы Пьетро Гонзаги, театральную машинерию и реквизит.

А посетители усадьбы пока еще могут прогуляться по недавно открывшимся восстановленным залам дворца Юсуповых: с июня посетителей пускают в Амуровую комнату — парадный зал, названный в честь установленной здесь скульптуры «Амур и Психея» Антонио Кановы, которая сейчас находится в Эрмитаже. Самое ценное из оставшейся в Архангельском коллекции Юсуповых — два больших полотна Джованни Баттиста Тьеполо — показывают в его именном зале. Именем художника назван фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-Fest» с концертами, мастер-классами и лекциями, который продолжится до конца августа.


Остафьево

У подмосковного Остафьева давняя литературная история: при князьях Вяземских здесь бывал Василий Жуковский, а Николай Карамзин, женатый на одной из дочерей Андрея Вяземского, писал здесь «Историю государства Российского» — ему посвящена персональная экспозиция. «Русским Парнасом», по легенде, липовую аллею остафьевского парка окрестил Александр Сергеевич Пушкин, и сейчас все еще можно пройтись между теми же деревьями, под которыми гулял поэт. В августе в Остафьеве пройдет фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», гости которого услышат концерты, звучавшие во дворцах венецианских дожей, итальянскую барочную оперу и другие произведения, исполненные на старинных инструментах.


Поленово

Тульскую область с Италией связывает больше, чем кажется на первый взгляд, — основатель усадьбы Поленово Василий Поленов вместе с сестрой Еленой, тоже художницей, неоднократно путешествовал по Италии. В изучении античных памятников прошла пенсионерская поездка Поленова, в Риме состоялось судьбоносное знакомство художника с Саввой Мамонтовым (мысль о создании абрамцевского кружка в 1872 году пришла меценату именно там), и именно в Италии Поленов написал первый живописный эскиз к «Христу и грешнице» и работал над рядом произведений на евангельские сюжеты. Ключевым событием фестиваля «Образы Италии на берегах Оки» станет выставка «Итальянские впечатления Поленовых».


Абрамцево

Все, кто готов выехать на выходные из Москвы, могут отправиться в Абрамцево, тоже тесно связанное с семьей Поленовых. Имение принадлежало Савве Мамонтову, здесь бывали и работали Валентин Серов, Константин Коровин и другие художники. По проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова в Абрамцеве построили один из шедевров русского модерна — храм Спаса Нерукотворного, открывшийся после реставрации три года назад. Жена Саввы Ивановича Елена Мамонтова собирала произведения народного искусства и открывала мастерские различных промыслов. Одну из них — керамическую — даже возглавлял Михаил Врубель. Вспоминать лучшие времена Абрамцева будут на фестивале «Венец лета» 19 августа. Гостей накормят аксаковской ухой (усадьбу Савва Мамонтов приобрел у дочери Сергея Аксакова) и напоят чаем с вареньем, после чего можно будет сыграть в крокет и сходить на пленэр.

Царицыно
Фестиваль «Дачное Царицыно» до 19 августа
Выставка «Гипноз пространства» до 23 сентября

Архангельское
«Тьеполо-fest II» до 26 августа

Остафьево
Фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах» до 26 августа

Поленово
Выставка «Итальянские впечатления Поленовых» до 30 сентября

Абрамцево
Фестиваль «Венец лета» 19 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+