18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологи откопали исчезнувший новгородский храм XIV века

До недавнего времени церковь Андрея Юродивого на Ситке вблизи Великого Новгорода была полностью скрыта под землей, однако раскопки этого года показали, что памятник можно музеефицировать и показывать всем желающим

Раскрытая в 2018 г. восточная часть церкви Андрея на Ситке. Фото: Институт археологии РАН
Ситецкий холм. Аэрофотосъемка 2018 г. Фото: Институт археологии РАН
Вид на церковь и мельницу до революции. Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная фотография. Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Икона Андрея Юродивого с житием. XVI в. Государственный Русский музей. Фото: Институт археологии РАН
Раскрытая в 2018 г. восточная часть церкви Андрея на Ситке.
Фото: Институт археологии РАН
Ситецкий холм. Аэрофотосъемка 2018 г.
Фото: Институт археологии РАН
Вид на церковь и мельницу до революции.
Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная фотография.
Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Икона Андрея Юродивого с житием. XVI в. Государственный Русский музей.
Фото: Институт археологии РАН

Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке, главного храма Ситецкого монастыря, с планами близких по времени храмов показало, что она является полной уменьшенной копией храма Федора Стратилата, считающегося шедевром новгородской архитектуры. По мнению руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимира Седова, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской архитектуры, заказчиками которой были представители социальной верхушки общества.

В III Новгородской летописи упоминается, что «в лето 6879 [1371 год от Р.Х.] поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчицы: «…Того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Ее же имя упоминается в новгородских летописях в связи со строительством церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Сопоставление этих данных и планов позволило ученым предположить, что речь идет об одной и той же Наталье, а церковь на Ситке была возведена ею в память о муже. 

К началу XX века от Ситецкого монастыря остались лишь этот храм и небольшая деревянная мельница, а артобстрел в августе 1941 года окончательно сровнял их с землей. 

«Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки — была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Церковь Андрея Юродивого на Ситке — как призрак: с одной стороны, она внесена в список памятников федерального значения и стоит на госохране, а с другой стороны, ее, по сути, нет», — цитирует пресс-служба Института археологии РАН руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Марину Вдовиченко.

По ее словам, если бы не археологи, храм просто-напросто был бы утрачен. Он находился в поле зрения специалистов с 1960-х годов, но из-за отсутствия фресок не был в первоочередном списке на восстановление. Вместе с тем исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого второй половины XIV века может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же как и икона XVI века из собрания Государственного Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития. 

Раскопки этого года показали, что практически утраченный памятник можно музеефицировать и подготовить для показа: археологи неожиданно смогли открыть хорошо сохранившийся фрагмент стены в восточной части церкви. 

Пока же, после всех необходимых работ, почти двухметровые стены снова придется прикрыть землей из соображений сохранности. А после, при благоприятном стечении обстоятельств и надлежащем финансировании реставрации, включить в туристический маршрут по окрестностям Великого Новгорода.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+