Археологи откопали исчезнувший новгородский храм XIV века

До недавнего времени церковь Андрея Юродивого на Ситке вблизи Великого Новгорода была полностью скрыта под землей, однако раскопки этого года показали, что памятник можно музеефицировать и показывать всем желающим

Раскрытая в 2018 г. восточная часть церкви Андрея на Ситке. Фото: Институт археологии РАН
Ситецкий холм. Аэрофотосъемка 2018 г. Фото: Институт археологии РАН
Вид на церковь и мельницу до революции. Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная фотография. Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Икона Андрея Юродивого с житием. XVI в. Государственный Русский музей. Фото: Институт археологии РАН
Раскрытая в 2018 г. восточная часть церкви Андрея на Ситке.
Фото: Институт археологии РАН
Ситецкий холм. Аэро
Фото: 2018 г. Фото: Институт археологии РАН
Вид на церковь и мельницу до революции.
Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная
Фото: Фото: архив Института истории материальной культуры РАН
Икона Андрея Юродивого с житием. XVI в. Государственный Русский музей.
Фото: Институт археологии РАН

Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке, главного храма Ситецкого монастыря, с планами близких по времени храмов показало, что она является полной уменьшенной копией храма Федора Стратилата, считающегося шедевром новгородской архитектуры. По мнению руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимира Седова, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской архитектуры, заказчиками которой были представители социальной верхушки общества.

В III Новгородской летописи упоминается, что «в лето 6879 [1371 год от Р.Х.] поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчицы: «…Того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго». Ее же имя упоминается в новгородских летописях в связи со строительством церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Сопоставление этих данных и планов позволило ученым предположить, что речь идет об одной и той же Наталье, а церковь на Ситке была возведена ею в память о муже. 

К началу XX века от Ситецкого монастыря остались лишь этот храм и небольшая деревянная мельница, а артобстрел в августе 1941 года окончательно сровнял их с землей. 

«Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки — была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Церковь Андрея Юродивого на Ситке — как призрак: с одной стороны, она внесена в список памятников федерального значения и стоит на госохране, а с другой стороны, ее, по сути, нет», — цитирует пресс-служба Института археологии РАН руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда Марину Вдовиченко.

По ее словам, если бы не археологи, храм просто-напросто был бы утрачен. Он находился в поле зрения специалистов с 1960-х годов, но из-за отсутствия фресок не был в первоочередном списке на восстановление. Вместе с тем исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого второй половины XIV века может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же как и икона XVI века из собрания Государственного Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития. 

Раскопки этого года показали, что практически утраченный памятник можно музеефицировать и подготовить для показа: археологи неожиданно смогли открыть хорошо сохранившийся фрагмент стены в восточной части церкви. 

Пока же, после всех необходимых работ, почти двухметровые стены снова придется прикрыть землей из соображений сохранности. А после, при благоприятном стечении обстоятельств и надлежащем финансировании реставрации, включить в туристический маршрут по окрестностям Великого Новгорода.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+