18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Запутанная история шедевра Густава Климта

№65
Материал из газеты

Новая книга Софи Лилли о знаменитом «Бетховенском фризе» предназначена всем, кто интересуется судьбами культурных ценностей в эпоху нацизма и вопросами их реституции

Знаменитый «Бетховенский фриз» протянулся по стенам цокольного этажа в доме Сецессиона — венском храме искусства эпохи модерн. 

Композиция длиной более 34 м, посвященная Людвигу ван Бетховену, впервые была показана в здании Сецессиона в 1902 году. Помещенный за скульптурным портретом композитора работы Макса Клингера, фриз воплощал собой представление о Девятой симфонии, которую Климт преподнес с позиций Рихарда Вагнера. Feindliche Gewalten («Враждебные силы») — так называется фрагмент полиптиха с изображением гигантского чудовища. Одноименное исследование Софи Лилли ведет читателя от первой выставки с участием фриза (каковой предполагалось вскоре демонтировать), попутно рассказывая о его продаже через год Карлу Райнингхаусу и о приобретении отдельных частей в 1915-м Августом Ледерером и его женой Сереной Пулитцер, к экспроприации произведения нацистами вслед за аншлюсом Австрии. 

После Второй мировой произведение было возвращено сыну бывшего владельца, Эриху Ледереру, однако вывезти композицию за пределы Австрии ему не позволили. Потеряв надежду разместить фриз в своем доме в Швейцарии, Ледерер в 1972 году продал его австрийскому государству за $750 тыс. В 1986 году фриз был установлен в доме Сецессиона. В 2013-м наследники Ледерера пытались на основании новых законов о реституции вернуть произведение, но государственная комиссия отвергла их требования.

Еще в 2003 году Софи Лилли опубликовала монографию «Что когда-то было: Справочник экспроприированных коллекций искусства в Вене» с обзором имущества еврейских семей в австрийской столице до захвата власти нацистами. Новая книга — расследование обстоятельств, при которых семейство Ледерер лишилось собственности. Лилли обвиняет австрийское правительство в нарушении прав Ледереров как во время, так и после нацистской оккупации, привлекая для этого исторические документы. Не ставя знака равенства между немецкими и послевоенными австрийскими властями, Лилли тем не менее считает, что препятствия, с которыми столкнулся Эрих Ледерер при попытке вывоза фриза из Австрии, возводились на таких же, по сути, бюрократических основаниях.

Когда Ледерер в 1972 году согласился продать фриз Австрии, он заявил, что доволен достигнутым соглашением. И сегодня власти охотно ссылаются на то его высказывание. Родственники же, как и Лилли, уверены, что он был деморализован длительной борьбой с правительством. В любом случае похоже на то, что в обозримом будущем «Бетховенский фриз» останется на прежнем месте.  

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+