18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

От истории к теории

№65
Материал из газеты

В энциклопедическом словаре «Основные понятия истории искусства» каждое из упомянутых искусств и практик предстает частным случаем искусства как целого

Читателю неспроста покажется, что название книги ему уже знакомо. Оно — почти прямая цитата (как в первых же строках признается автор) и отсылает нас к знаменитому труду швейцарца Генриха Вёльфлина, от названия которого в русском переводе отличается всего одним словом — «Основные понятия истории искусства». Заменив множественное вёльфлиновское число единственным, создатель этого авторского словаря — теоретик искусства, доктор философских наук Олег Кривцун обращает внимание на всестороннюю теоретическую аналитику предмета исследования. Со времени выхода книги Вёльфлина, впервые изданной в 1915-м, минуло больше века — и сменилось несколько культурных эпох. От первоиздания ее русского перевода (1930) нас тоже отделяет уже почти 90 лет. Однако, похоже, попыток систематизировать в сопоставимых масштабах накопленный художественный опыт с тех пор не предпринималось, по крайней мере на русском языке. Эта — первая. Притом, подобно вёльфлиновской, дерзко единоличная. Автор, разумеется, стоит на плечах гигантов и работает в коллективе единомышленников — в Институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В диалоге с коллегами осуществлена и эта работа — под статьями словаря мы обнаружим множество ссылок на их авторские и коллективные труды.

Кривцун продолжает ту же работу, что и Вёльфлин, — понятийного оснащения новейшего эстетического опыта. Но существенно расширяет поле разговора, притом  что состав его словаря не лишен и избирательности, и неминуемо ей сопутствующей произвольности. Понятно, что словарь отражает личные пристрастия автора, чье внимание сосредоточено главным образом на искусствах изобразительных, несловесных: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, дизайне, фотографии. Речь тут идет не столько о полноте охвата, сколько о том, чтобы подходить к этому неохватному целому с неожиданно разных сторон, беря смысловые пробы на анализ.

Предлагаемая Кривцуном система понятий — открытая, способная разращиваться в разные стороны (при переизданиях и доработках сюда могут входить все новые области) — призвана работать на материале разных искусств и художественных практик, включая и отдельные произведения (статьи «Картина», «Скульптура»), и институты («Музей», «Музей 2.0»), и рефлексию обо всем этом («Критика художественная»). Каждое из упоминаемых искусств и практик предстает здесь частным случаем искусства как целого, пронизанного во всех своих областях универсалиями художественного творчества и восприятия. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+