18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Загнанные в угол

№65
Материал из газеты

Каталог выставки «Трагедия в углу», посвященной искусству российских регионов и организованной самими художниками, почти весь ими же и написан

Художественная жизнь за пределами двух столиц, по сути, терра инкогнита: что творится в том или ином регионе, никому, кроме местного арт-сообщества, не известно и по большому счету не интересно. В медиасфере тон задают Москва и Санкт-Петербург, про остальные города вспоминают лишь от случая к случаю — в связи с крупными событиями вроде Уральской индустриальной биеннале или явлениями, которым посчастливилось попасть в поле общественного внимания, такими как нижегородский стрит-арт.

В эпоху глобализации всерьез рассуждать о местных школах вроде как моветон. Даже на триеннале в «Гараже», имевшей целью развернуть перед изумленной московской публикой панораму «замкадного» искусства во всю ее ширь и глубь, экспозиция строилась не по географическому принципу, а по тематическому. Получилось ожидаемо: модный формат был выдержан, но представления о том, чем живет и дышит каждый регион в отдельности, у зрителя упорно не складывалось.

Не дожидаясь, пока на них обратят внимание критики и институции, художники решили взять дело в свои руки. Результат — книга «Tрагедия в углу» и одноименная выставка, прошедшая в Музее Москвы в апреле — мае. Инициатива представить полную картину современного искусства России от Владикавказа до Владивостока пришла — сюрприз! — все-таки из столицы. Куратор выставки и редактор-составитель книги Диана Мачулина, хоть и родилась в украинском Ворошиловграде, живет в Москве с раннего детства. В список провинциальных городов включен и Петербург, который, по мнению авторов, своей художественной инфраструктурой, точнее, ее отсутствием, ничем не отличается от прочих «углов»: «Фондов нет, музеев современного искусства почти нет, арт-ярмарки нет, аукциона нет, международных звезд нет, рынка нет».

Книга устроена по принципу путеводителя. Начинается все с одного или нескольких вводных текстов о ситуации в том или ином городе. Затем — череда тамошних художников: краткое описание творческого метода плюс подборка из нескольких работ. Всем участникам от 20 до 45 лет. Цель проекта — показать не ретроспективу, а современную ситуацию. Предысторию вопроса в той или иной мере излагают во вводных статьях — впрочем, не всегда, а исключительно по авторскому хотению. В конце — биографии художников и авторов книги в алфавитном порядке. Возможно, правильнее сказать: художников-авторов, так как большинство текстов в каталоге художниками же и написано. Статьи о ряде участников писала Диана Мачулина, в прошлом автор «Афиши» и polit.ru, либо снова они сами. Авторами вводных текстов о городах стали представители местных арт-сообществ, в основном художники и кураторы. Их словесные экзерсисы не претендуют на академичность и наукообразие, и даже на жанровое единство. Иногда вместо обзора получается едкий фельетон, как у Александра Дашевского, хлестко припечатавшего родной Петербург — «город неразобранных архивов, непрочитанных мемуаров, нерозданных медалей, неоказанных знаков внимания и забытых героев. Перед тем как становиться здесь художником, внутренне согласитесь пополнить их список».

Кое-где статью заменяет неформальная беседа между несколькими участниками — как в главах о Нижнем Новгороде или Ижевске. Авторы щедро делятся с читателем местными сплетнями и выстраданными обобщениями. «При всем внешнем хулиганстве суть сибирского современного искусства — консерватизм и охранительство», — уверяет бывший «Синий нос» Александр Шабуров. А в финале подробного и довольно ехидного обзора истории екатеринбургского искусства от соцреализма до РОСИЗО сам себя комментирует: «А я пишу и не понимаю, это мое пока еще не стариковское брюзжание или все так и есть на самом деле».

Каталог издан на русском и английском — если бы его выложили в Интернет, получился бы вполне революционный шаг по продвижению российского искусства на международном уровне. Но и в теперешнем виде книга вполне может стать ценным справочником для иностранных галеристов, кураторов и арт-критиков — если, конечно, они о ней когда-нибудь узнают.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+