Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры

Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей

Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский. Фото: Наталья Шкуренок
Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский.
Фото: Наталья Шкуренок

История создания музея Бродского в Петербурге растянулась уже почти на два десятилетия. О его скором открытии было громко объявлено в 2015 году, накануне 75-летия поэта. Но до сих пор квартира и «полторы комнаты» семьи Бродского стоят закрытыми от посетителей, без музейной концепции и перспектив реальной жизни. Выкуп соседней квартиры, похоже, позволит превратить мечту в реальность.

По-соседски

«Это место для офиса, гардероба, технических служб, — Максим Левченко, новый владелец квартиры в доме 24 по Литейному проспекту, в знаменитом доме Мурузи, показывает свое приобретение гостям. — Остальное пространство должно быть легко конвертируемым: сегодня здесь устроили выставку, завтра — лекцию, инсталляцию, театральный спектакль. Мы хотим создать правильную среду, куда будут приходить те, кому наша деятельность реально интересна».

Фасады дома Мурузи, где поэт прожил почти 20 лет до эмиграции в 1972 году, идут по Литейному проспекту, поворачивают на улицу Пестеля в сторону Преображенского собора и делают еще один поворот — на улицу Короленко. Окна квартиры на втором этаже, где находятся «полторы комнаты» Бродского, выходят на улицу Пестеля и на угол Пестеля и Короленко. Квартира, купленная Максимом Левченко, управляющим партнером девелоперской компании FortGroup, примыкает к ней со стороны улицы Короленко. Прежние владельцы квартиры Максим и Карина Малышевы сохранили историческую планировку пространства, в том числе анфиладу комнат, идущую вдоль фасада. 

Покупка обошлась Левченко почти в 36 млн руб., всего он готов вложить в проект не меньше $1 млн. Супруги Малышевы, организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон», вошли в состав попечительского совета будущего музея Бродского. 

Ловушка для поэта

Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже. Фото: Наталья Шкуренок
Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже.
Фото: Наталья Шкуренок

Еще в 1999 году Фонд музея Бродского, председателем совета учредителей которого является Михаил Мильчик, известный петербургский историк архитектуры и друг поэта, начал при поддержке спонсоров выкупать комнаты в бывшей коммуналке. К 2012 году фонд выкупил четыре из пяти комнат, владелица самой большой, бывшая соседка семьи Бродских Нина Васильевна Федорова, наотрез отказалась продавать свою. В 2014 году Василий Кичеджи, тогдашний вице-губернатор Петербурга, публично объявил, что собраны деньги для отделения комнаты госпожи Федоровой от остальной квартиры и что к юбилею поэта его музей будет открыт. 

Но все планы пошли прахом. И не только из-за упорства Нины Федоровой. Квартира Бродского оказалась настоящей ловушкой. По закону, чтобы сделать в ней музей, ее нужно перевести в нежилой фонд, а для этого все помещения под ней тоже должны быть нежилыми. Но на первом этаже расположена жилая квартира, владелец которой отказался обсуждать ее продажу. Кроме того, будущий музей, по требованию Минкультуры РФ, обязан иметь два входа-выхода, один из которых должен быть отдельным — им не могут пользоваться остальные жильцы дома. В квартире, где жил Бродский, есть два входа-выхода: один на черную лестницу, но на нее выходят двери других квартир, второй парадный, но его двери выходят на общую лестницу дома. Круг замкнулся.

Все эти годы квартира и ее «полторы комнаты» стоят пустыми, отдельных посетителей сюда пускают по особой договоренности с руководством Фонда музея Бродского. Перспектив у музея поэта не было никаких, пока Максим Левченко не купил соседнюю квартиру. Она имеет общую стену с мемориальной квартирой, в ней есть два отдельных входа-выхода, на первом этаже под ней находится кальянная, то есть нежилое помещение.

Чтобы объединить обе квартиры, достаточно пробить стену между ними. Это позволит сделать в новой квартире гардероб, помещение для охраны и другие технические службы, необходимые музею. Хотя для объединения необходимо решить немало юридических проблем, в том числе с охранными ведомствами: дом — памятник архитектуры, получить разрешение на перепланировку будет непросто. Но, похоже, это Максима Левченко не пугает.

Стены, которые объединяют

Максим Левченко планирует в ближайшее время организовать в купленной квартире общественное культурное пространство, где будут проходить лекции, встречи, выставки, научные конференции, концерты. Но он не скрывает и своего желания объединить в будущем обе квартиры — мемориальную и только что приобретенную. Он уже не раз публично заявил, что в его планах — совместные выставки с Музеем Ахматовой, в фондах которого хранится большое число подлинных вещей, принадлежавших Иосифу Бродскому, переданных сюда его вдовой и Фондом Бродского. Хранятся в Музее Ахматовой и многие вещи Бродского, принадлежавшие раньше петербургским друзьям поэта.

«Частная инициатива — единственная реальная возможность сделать музей Бродского, — уверена Нина Попова, директор Музея Ахматовой. — И мы готовы сотрудничать, тем более что с прошлого года Минкульт разрешил передавать на временное экспонирование предметы из государственного музейного фонда в частные музеи. Конечно, если это будут наши совместные выставочные проекты, которые мы вместе обсудим и которые совпадут с нашим представлением о замысле и воплощении».

Михаил Мильчик, председатель совета учредителей Фонда создания музея Иосифа Бродского, владеющего комнатами в мемориальной квартире поэта, рассказал корреспонденту TANR, что, по его мнению, создать музейное пространство в новой квартире можно и нужно и что он уже обсуждал с Левченко различные планы. 

«Пока музей в мемориальной квартире создать нельзя, — считает Мильчик. — Это вопрос не ближайшего времени, хотя я смотрю на всю эту затею самым положительным образом. Мне нравится идея музея, построенного на контрасте, одна часть — мемориальная, атмосферная, с духом времени, вторая — с современными приемами экспонирования, ориентированная на молодежь. Мы 1 августа собираемся со всеми участниками этого проекта, чтобы рассмотреть варианты концепции».


Максим Левченко: «Есть желание сломать стену!»

Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко. Фото: Наталья Шкуренок
Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко.
Фото: Наталья Шкуренок

Вы не скрываете своих планов объединить две квартиры. Но в мемориальной живет бывшая соседка Бродского, вы с ней этот вопрос обсуждали?

Нина Васильевна сама мне сказала: купи соседнюю квартиру, чего вы все ко мне пристаете!

В музейном сообществе Петербурга уже говорят, что вся эта история — лишь сделка с недвижимостью!

Да, это реальная сделка с недвижимостью, но не только. Мы планируем сделать здесь публичное культурное пространство, которое в перспективе перерастет в частный музей Бродского. Хотя это дело не ближайшего времени: нужно обсудить проекты, концепции, нужно создать новое юридическое лицо, — проблем много, но наша команда готова их решать. Мы хотим привлечь к реализации задачи и фундаментальную науку, найти партнера, типа университета, где преподавал Бродский. Я никуда не тороплюсь.

Но как только вы пробиваете дверь в соседнюю квартиру, вы получаете огромное количество проблем — например, грибок, из-за чего ни один музейный фонд не предоставит вам экспонаты…

Мы уже обсуждаем эту проблему, у нее есть решение. Нам важно, чтобы отсюда, из этой частной квартиры, будущего частного музея, был обеспечен доступ в «полторы комнаты», мы понимаем, что именно они представляют главный интерес. Уже есть план, как это сделать.

Зачем вам, успешному девелоперу, нужен этот музей?

Во-первых, мне нравится Бродский, во-вторых, мне небезразлично, что происходит в городе, — это нонсенс, что почти 20 лет не могут создать музей нобелевского лауреата. И это интересно как задача — она сложная, многоходовая, но решаемая. Поверьте, в том, что я делаю, нет никакого скрытого контекста. У нас есть специальная группа, с которой мы изучаем город, музеи — это важная часть моей жизни.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+