18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картине Франца Рубо «Пленение Шамиля» вернут первоначальный облик

№64
Материал из газеты

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ) вновь занялся многострадальной картиной Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года»

Это полотно, написанное в 1886 году одним из лучших баталистов и серьезно пострадавшее в чеченской войне 1990-х, реставраторам уже приходилось спасать 15 лет назад. Теперь работы будут продолжены, и у произведения есть шанс вернуть свой первоначальный облик.

Сюжет картины отражает одно из знаковых событий российской истории — окончание Кавказской войны, длившейся больше 40 лет. Аул Гуниб — последняя цитадель, которую предводитель горцев имам Шамиль вынужден был сдать русским войскам. Первым из художников отреагировал на это событие живописец Федор Горшельт, бывший его непосредственным свидетелем. Позже писали Гуниб Иван Айвазовский и Илья Занковский.

И все-таки картина Франца Рубо стоит особняком. Полотно размером 2,5х3,5 м входило в серию из 16 картин, посвященных кавказским войнам XVIII– XIX веков. Эту серию художнику заказал тифлисский военно-исторический музей для своего нового здания — храма Славы, строившегося как раз по случаю завершения многолетней кампании. Все картины автор обязан был написать за четыре года, причем предварительные эскизы должна была утверждать специальная комиссия. Рубо обязательства перевыполнил, создав, по разным сведениям, 17 или 19 работ, которые до 1917 года хранились в Тифлисе.

После революции храм Славы, посвященный императорской армии, был закрыт, большая часть картин пропала, и лишь некоторые поступили в государственный музейный фонд. «Взятие аула Гуниб» оказалось в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее, из которого в 1961 году выделился музей изобразительных искусств. Там картина прошла первую реставрацию: была дублирована на новый холст, расчищена от записей. Сегодня материалы и фотографии той реставрации служат главным источником при проведении нового этапа работ.

Как рассказывает в своей статье художник и бывший директор ВХНРЦ Алексей Владимиров, еще в советское время к этому полотну было особое отношение, для него в музее построили отдельный зал — и даже боевики Джохара Дудаева его берегли. Имам Шамиль до сих пор имеет высочайший авторитет на Кавказе. Возможно, поэтому картина уцелела, в отличие от десятков других экспонатов, варварски разграбленных и уничтоженных в 1990-е.

Музей, находившийся рядом с президентским дворцом в Грозном, боевики превратили в пункт сопротивления, позже его заминировали. МЧС удалось вывезти часть экспонатов, но огромная картина Рубо просто не поместилась в вертолет и осталась в городе. По словам руководителя мастерской масляной живописи ВХНРЦ Надежды Кошкиной, из музея картину чудом вынесли практически без утрат. Ее поместили в ангар, где вскоре случился пожар, но и он не нанес полотну повреждений. Однако затем работу похитили, сняв с подрамника, и долго возили на БТР в смятом, свернутом состоянии. Ее обнаружили лишь в 2002 году при попытке переправить через границу; она была сложена до размера книги и находилась в катастрофическом состоянии. «У Рубо и так довольно уязвимая живопись, — поясняет Надежда Кошкина, — для его работ характерна плохая связь с грунтом, поскольку он делал подготовки акварелью».

Полотно привезли в ВХНРЦ с многочисленными изломами и осыпями по всей поверхности. Был проведен основной этап технической реставрации: консервация красочного слоя, устранение изломов и деформаций, дублирование на новую основу, подведение реставрационного грунта. «Главная сложность состояла в том, что картина большого формата, для работы требовались определенные условия, — рассказывает реставратор Яна Ильменская. — Реставрацией занималась бригада из четырех человек, но в дублировании участвовал весь отдел. Непросто было и найти подходящий дублировочный холст. Требовался очень плотный, чтобы удержать изломы и деформации холста».

Позднее картина отправилась на выставку «Вернем Грозному музей», которая проходила в Третьяковской галерее летом 2002 года; после этого она хранилась в запасниках РОСИЗО. Теперь реставрацию решили довести до конца.

За минувшее время никаких изменений — деформаций или повторения осыпей — не произошло. По словам Ильменской, утраты на картине составляют около 45%, так что предстоит художественная реставрация по восстановлению красочного слоя и полное безусловное тонирование утраченной живописи. На это потребуется не меньше трех лет.

Одна из главных сложностей — восстановление портретного сходства героев. Особенно сильно пострадало изображение Шамиля: лицо почти полностью утрачено. При работе над картиной Рубо совершил серию поездок на Кавказ, сделал множество этюдов, изучал документальные свидетельства и воспоминания участников события. Опираясь на собранные материалы, он создал исторически достоверное изображение имама Шамиля и главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Барятинского. «Нам предстоит отыскать этюды Рубо, сохранившиеся репродукции и фотографии картины, возможно, другие изображения Шамиля», — пояснила Яна Ильменская. В отличие от имама, лицо Барятинского пострадало гораздо меньше.

Что будет с работой Рубо после реставрации, пока не известно. Не исключено, что она вернется в грозненский музей, ведь в этом году город отмечает свое 200-летие и старается восстановить утраченные некогда очаги культуры.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+