Ненаписанную фреску создадут при помощи цифровых технологий

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Потомки французского промышленника давно мечтали воплотить замысел декоратора Лебрена в своем имении Менси, расположенном к юго-востоку от Парижа

Жерар Одран создал гравюру по наиболее завершенному эскизу Шарля Лебрена. Фото: The Pennsylvania State University Pre
Жерар Одран создал гравюру по наиболее завершенному эскизу Шарля Лебрена.
Фото: The Pennsylvania State University Pre

Французский дворец в стиле барокко Во-ле-Виконт, послуживший прототипом Версальского дворца Людовика XIV, остался без монументальной фрески Шарля Лебрена, которая должна была украсить его центральный зал. Лебрен, художник и декоратор большого имения Менси, расположенного к юго-востоку от Парижа, как раз собирался приступить к росписи потолков в центральном зале, когда в 1661 году его покровитель Николя Фуке, королевский суперинтендант финансов, был арестован по обвинению в предательстве и расхищении государственной казны.

После наделавшего много шума суда Фуке был приговорен к заключению и умер в тюрьме спустя 20 лет, а Людовик XIV перевел архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и Лебрена на постройку собственного, еще более роскошного дворца в Версале. Во-ле-Виконт побывал в собственности нескольких аристократических родов, а в 1875 году его приобрел и отреставрировал крупный промышленник Альфред Соммье. Потомки Соммье полвека назад открыли дворец для посещения, а теперь хотят привлечь цифровые технологии, чтобы воплотить так и не созданную фреску Лебрена «Дворец солнца».

По словам Асканио де Вогюэ, праправнука Соммье, художник «сделал несколько подготовительных рисунков и даже небольшой макет, а Жерар Одран создал гравюру по наиболее завершенному подготовительному рисунку». Вот и все, что дошло до нас от сложной мифологической композиции, которая «стала бы одним из самых ослепительных и величественных живописных произведений классического французского барокко». Семья давно мечтает воплотить замысел Лебрена в натуральную величину на потолке, который в 1830 году был украшен фреской с летящим орлом. Но, поскольку Во-ле-Виконт имеет статус памятника, оригинальные элементы здания нельзя изменять. От идеи подвесного потолка пришлось отказаться: как пояснил де Вогюэ, это «слишком сложно технически и слишком обременительно». 

Технология видеомэппинга предлагает «обратимое» решение. Существующую фреску с орлом расчистят и отреставрируют. Искусствоведы изучат проект Лебрена в контексте декоративной схемы зала. «Под их руководством вместе с художниками мы начнем разрабатывать движущуюся цветную композицию», — говорит де Вогюэ. Он надеется, что в результате удастся создать анимированную проекцию на несколько минут, в которой эскизы Лебрена будут превращаться в завершенную живописную композицию и затем в анимацию.

Остаются два препятствия: дневное освещение и финансирование. Чтобы запускать проекцию в часы работы дворца, поясняет де Вогюэ, потребуется установить 30 проекторов, «что невозможно реализовать как с точки зрения пространства, так и с финансовой точки зрения», и завесить окна, что «было бы дикостью». Можно ограничить демонстрацию проекции вечерними мероприятиями, проходящими при свечах по субботам с мая по октябрь. «Но мы продолжаем изучать возможные решения и для работы в дневные часы», — говорит он.  

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+