18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ненаписанную фреску создадут при помощи цифровых технологий

№64
Материал из газеты

Потомки французского промышленника давно мечтали воплотить замысел декоратора Лебрена в своем имении Менси, расположенном к юго-востоку от Парижа

Французский дворец в стиле барокко Во-ле-Виконт, послуживший прототипом Версальского дворца Людовика XIV, остался без монументальной фрески Шарля Лебрена, которая должна была украсить его центральный зал. Лебрен, художник и декоратор большого имения Менси, расположенного к юго-востоку от Парижа, как раз собирался приступить к росписи потолков в центральном зале, когда в 1661 году его покровитель Николя Фуке, королевский суперинтендант финансов, был арестован по обвинению в предательстве и расхищении государственной казны.

После наделавшего много шума суда Фуке был приговорен к заключению и умер в тюрьме спустя 20 лет, а Людовик XIV перевел архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и Лебрена на постройку собственного, еще более роскошного дворца в Версале. Во-ле-Виконт побывал в собственности нескольких аристократических родов, а в 1875 году его приобрел и отреставрировал крупный промышленник Альфред Соммье. Потомки Соммье полвека назад открыли дворец для посещения, а теперь хотят привлечь цифровые технологии, чтобы воплотить так и не созданную фреску Лебрена «Дворец солнца».

По словам Асканио де Вогюэ, праправнука Соммье, художник «сделал несколько подготовительных рисунков и даже небольшой макет, а Жерар Одран создал гравюру по наиболее завершенному подготовительному рисунку». Вот и все, что дошло до нас от сложной мифологической композиции, которая «стала бы одним из самых ослепительных и величественных живописных произведений классического французского барокко». Семья давно мечтает воплотить замысел Лебрена в натуральную величину на потолке, который в 1830 году был украшен фреской с летящим орлом. Но, поскольку Во-ле-Виконт имеет статус памятника, оригинальные элементы здания нельзя изменять. От идеи подвесного потолка пришлось отказаться: как пояснил де Вогюэ, это «слишком сложно технически и слишком обременительно». 

Технология видеомэппинга предлагает «обратимое» решение. Существующую фреску с орлом расчистят и отреставрируют. Искусствоведы изучат проект Лебрена в контексте декоративной схемы зала. «Под их руководством вместе с художниками мы начнем разрабатывать движущуюся цветную композицию», — говорит де Вогюэ. Он надеется, что в результате удастся создать анимированную проекцию на несколько минут, в которой эскизы Лебрена будут превращаться в завершенную живописную композицию и затем в анимацию.

Остаются два препятствия: дневное освещение и финансирование. Чтобы запускать проекцию в часы работы дворца, поясняет де Вогюэ, потребуется установить 30 проекторов, «что невозможно реализовать как с точки зрения пространства, так и с финансовой точки зрения», и завесить окна, что «было бы дикостью». Можно ограничить демонстрацию проекции вечерними мероприятиями, проходящими при свечах по субботам с мая по октябрь. «Но мы продолжаем изучать возможные решения и для работы в дневные часы», — говорит он.  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+